Граффити-кресты на белом камне

images_2 Граффити-кресты  на белом камне от церкви св.вмц. Параскевы Пятницы Толпинской 

ВСТУПЛЕНИЕ. К настоящему времени исследователями изучены все сохранившиеся памятники древнерусской архитектуры на территории нашей страны. Новые открытия возможны только в случае проведения крупномасштабных археологических раскопок. На Старой Рязани такие раскопки проводятся не одно десятилетие. Обнаружены фундаменты нескольких каменных храмов. К сожалению достоверно восстановить их облик не представляется возможным, т.к. находки архитектурных элементов единичны.

В связи с этим, граффити-кресты на известняковом тёсанном блоке и белокаменная резьба с Толпинского городища, представляют особый научный интерес. Нет сомнения, что к нач.13в. русская земля достигла своего наибольшего расцвета. Примером могут служить памятники древнерусской архитектуры, одним из которых была церковь св. вмц. Параскевы Пятницы на Толпино.

ГОРОДИЩЕ. Территория Толпинского городища (Кораблинский район Рязанская обл.) привлекала человека с очень раннего времени. Объяснить это можно, в первую очередь, удобным его положением на местности (рис.1). Городище располагается на высоком холме, ограниченном с двух сторон обрывистыми склонами, что создавало  естественную преграду для врагов. Близость реки Прони позволяла местному населению заниматься не только рыбным промыслом, но и способствовала развитию торговли. Археологам известны находки на городище каменных топоров эпохи средней бронзы – сер. 2 тыс.до Р.Х. Один из них, сверлёный топор-молоток, хранится в фондах краеведческого музея г.Кораблино1.

Колонизация в 9-10 вв. Среднего Поочья вятичами2 привела, частично, к ассимиляции местного финно-угорского населения, частично, к вытеснению его на другие территории. Земли, где когда-то проживали «предки» современной мордвы, были заняты пришлыми племенами, при этом вся прежняя инфраструктура района: дороги, торговые пути, остались прежними. Именно в этих местах, впоследствии, выросли города, ставшие основой древнерусского государства.

Языческие племена вятичей, заселившие бассейны верхнего и среднего течения Оки, уже сталкивались с христианством. С сер. 11 в. над вятичскими городами в большей или меньшей степени устанавливается власть киевских князей, а с 12 века их земли вошли в состав Черниговского княжества3 . В результате этого у христианских проповедников появляется возможность для широкой миссионерской деятельности. И всё же, сельское население, обширного ареала проживания вятичей, ещё долго придерживалось языческих верований и враждебно относилось к христианству. Достаточно вспомнить св. Кукшу (27 авг./9 сент.) монаха Киево-Печерского монастыря – «апостола вятичей». В нач. 12 в. (1113г.?) в районе г.Серенска он был убит, по указанию языческих жрецов – старейшин4.

На вятичской земле, процесс христианизации можно проследить по изменению погребального обряда. Вместо трупосожжения в 9 веке, приходит обряд ингумации. В 11 веке появляются курганные погребения на горизонте. В 12-13 веках умерших стали хоронить в подкурганных ямах. Находки крестиков малочисленны. Исследователи эти изменения связывают с влиянием христианской религии. Всё это в целом указывает на, растянувшийся на несколько столетий, процесс христианизации вятичей. На Рязанской земле курганный обряд погребения просуществовал до 14 в5.

Наиболее вероятно, где-то рядом с Толпино, как раз и располагалась подобная группа курганов. Об этом свидетельствуют случайные находки изделий характерных для вятичских погребений 10-12 вв: хрустальные шаровидные бусины, решетчатые перстни, семилопастные височные кольца. Местные жители неоднократно на распаханной территории селищ находили различные предметы и домонгольского периода, типичные для древнерусских городов 12-13вв.: наконечники стрел и копий, женские украшения, производственный и хозяйственный инвентарь, орудия письма6. Наиболее интересной находкой можно считать свинцовую вислую актовую печать первого Рязано-Муромского епископа Арсения (с 1198г.). Сама свинцовая пломба найдена на территории Толпинского городища, рядом с местом, где стояла Пятницкая церковь. В настоящее время артефакт хранится в Рязанском епархиальном музее7.

Исследователи не раз обращали своё внимание на Толпинское городище (рис.1). Первое описание памятника сделал священник Н.В.Любомудров в 1874г8. Его привлекли  внушительные  оборонительные сооружения в виде валов и рвов. Они охватывали городище с северной и южной сторон. С напольной стороны валы имели разрыв. Вероятно, в древности там стояли ворота.  Во второй половине  20-го столетия археологами было выявлено 5 селищ, размещённых вокруг городища. К этому времени южные  валы были уничтожены песчаным карьером. На самом городище полномасштабных  археологических исследований не проводилось. Лишь в 1990г. селище 4 раскапывалось под руководством И.Ю.Стрикалова (г.Москва)9.

За валами на склоне к реке Проне находится источник св.вмц.Параскевы Пятницы. Чуть дальше, напротив самого изгиба реки, имеются большие обнажения луговой железной руды (лимонита). Этот минерал оранжевого цвета  использовался как сырьё в железо–делательном производстве Древней Руси. О том, что на Толпино могли плавить металл, говорят находки от литейного производства – крицы. Эти ноздреватые куски металла- полуфабриката часто попадаются на распаханном поле селища 4.

ХРАМ. Первое упоминание о церкви « великомученицы Парасковъгеи, нарицаемые Пятницы» встречается в Ряжских окладных книгах за 1676 год. Об этом писал историк церкви священник Иоанн Добролюбов10.  Однако, исследователи, в разное время обратившие внимание на характер архитектуры храма, сходятся во мнении, что он построен гораздо раньше, чем указано в книгах (рис,2.1).

В 1889 г., в связи с находкой медного креста складня в районе Толпинского городища, подробную характеристику храму дал настоятель Пятницкой церкви о.Яков Митрофанович Красильников. Отец Яков нашел синодик за 1754г., в котором были записаны имена «храмоздателей и вкладчиков» церкви. Перечисленные имена относились к родам Ляпуновых, Дуловых, Дашковых11.

В 1933 г., директором Сапожковского краеведческого музея П.П.Стахановым был составлен Акт осмотра церкви. В это время над храмом нависла угроза его полного уничтожения.  Разграбленный в 1931 г., он ждал своей участи. Стаханов П.П. спешно слал телеграммы  во все инстанции, с надеждой сохранить уникальный памятник архитектуры. Из Москвы пришел даже обнадеживающий ответ, что храм признан памятником и поставлен на учет, но в 1935 году его всё равно взорвали12.

В более позднее время историко-архитектурную оценку храму дал Г.К.Вагнер13. На основании имеющихся материалов было сделано обобщённое описание Пятницкой церкви.

Планировка храма выстраивалась вдоль осевой линии (рис.2.2): алтарь, четверик, трапезная. Храм одноглавый, бесстолпный, однопрестольный, с одной полукруглой апсидой14. Престол во имя великомученицы Параскевы Пятницы. С западной стороны храма возвышалась плоская стена в виде 3-х пролётной звонницы псковского типа. Над южными дверями располагался барельеф из пяти икон: в центре женская фигура, справа-слева мужские, по краям Архангелы. Имена святых в «Деисусе» не установлены. Справа от южной двери помещена летописная доска о постройке или реконструкции храма. Надпись читалась плохо, только отдельные слова: «при священноиерее Петре» и дата, в переводе на современное  летоисчисление – 1626г. Другая летописная доска с крестом и нечитаемой «славянской вязью» размещалась у дверей западного входа. Над южными и северными дверями имелись пустые ниши для других барельефов.

Размеры церкви: высота 30 арш., длина 29 арш., ширина 13 ½ арш., толщина стен 1 ½ арш. Четырёхскатное покрытие несло глухой барабан, купол шлемовидной формы и четырёхконечный крест с полумесяцем у подножия. Нижняя часть храма, трапезная и алтарь выложены из белых блоков. Верхняя половина кирпичная. Она отделана по углам колонками, а под карнизом килевидными кокошниками (реконструкция 17 века).

Десять окон храма имели полукруглые завершения. Проёмы заделаны металлическими решётками. Размеры окон: высота 1арш. 3 вершка, ширина 14 вершков. Наличники нижних окон двускатные, как в первом ряду Архиерейского дома Рязанского кремля. Наличники окон второго яруса в виде кокошников двуцентрового очертания. 

Апсида храма имела три окна: одно в центре и два по бокам. С внутренней стороны у боковых окон имелись ниши. Алтарь отделялся от «настоящей» каменной стеною. Стена имела проёмы для Царских врат и северной и южной дверей. Иконостас устроен в 1873 г. Солея храма имела ширину 2 арш. и высоту 8 вершков. «Настоящая» отделялась от трапезной каменною аркою. Размеры арки: высота 3 ¾ арш., ширина 5 ¼ арш. На стенах не было никаких следов живописи или росписи.

Последним священником Пятницкой церкви был о.Павел Яковлевич Красильников (1872-1946). Он служил в ней с 1896 по 1928 гг. После гонений и притеснений в 1930г. о.Павел переехал в село Рождество Лесное, где был заштатным протоиереем в Христорождественском храме. Отец Павел и его жена Вера Фёдоровна (в девичестве Свистова) имели 13 детей. Последний год своей земной жизни о.Павел провёл в с.Гребнево Старожиловского района. Там он снимал дом и служил в сельском храме, будучи уже больным человеком. Отец Павел Яковлевич Красильников до конца с честью выполнил свой исповеднический долг священнослужителя. Проводить его в последний путь пришло большое количество народа со всей округи, некоторые были с маленькими детьми. И хотя батюшка прослужил в селе не долго, он сумел снискать среди прихожан любовь, за свою доброту и внимание к людям. Похоронили о.Павла на кладбище при Христорождественской церкви с.Гребнево 3 ноября 1946 года (умер 1 ноября)15.

В период проживания семьи священника Павла Красильникова село Толпино представляло собой благоустроенный и обжитой участок земли. Храм и кладбище были огорожены забором из железных прутьев. В ночное время территория освещалась фонарями. Среди жилых, административных и хозяйственных строений в селе находились: церковно-приходская школа, дом священника с дворовыми постройками, дом псаломщика, два амбара, погреб, три овина. Рядом с домом о.Павла рос плодоносящий сад. Всё выше перечисленное, после разрушения храма, было уничтожено. Полученные при этом строительные материалы перевезли в село Семион и использовали для нужд колхоза им. Степана Разина, в том числе для строительства скотных дворов. Кладбище на Толпино существовало до середины 60-х годов 20 столетия. Потом и его зачем-то уничтожили.

СКОТНЫЙ ДВОР. Скотные дворы села Семион  осмотрены автором в мае 2007 г. При въезде в село, перпендикулярно дороге, располагались три кирпичных строения прямоугольной формы (рис.3). Скотные дворы №2 и №3 находились в сильно разрушенном состоянии: крыша вся обвалилась, ворот не было, перекладины оконных проёмов вот-вот рухнут, стены из красного кирпича крошились и сыпались. Видно, что очень долгое время строения не использовались.

Скотный двор №1 так же был в заброшенном состоянии (рис.4):  шиферная крыша местами разобрана, входные ворота болтались, оконные проёмы из стеклоблоков разбиты. При этом стены выглядели крепкими. По состоянию сохранности скотных дворов можно сделать вывод, что двор №1 прослужил дольше остальных. Осмотр его стен  показал наличие кладки из большемерного кирпича (27х14,5х8 см), характерного для 17-го столетия. Хороший обжиг и качество глины позволили сохранить кирпичу строительные свойства. Вероятно, это явилось одной из причин столь длительного использования постройки.

Фундамент скотного двора №1 представлял собой ряд белых блоков, выступающих над землёй (рис.4.2). Следует отметить, что фундамент второго двора был выложен из бесформенных кусков известняка, местного происхождения. Возможно, туда попали и куски мелких обломков белого камня, образовавшиеся при взрыве храма. На это указывает найденная часть известняковой половой плитки. Сохранился её прямоугольный край толщиной 4,5см с необработанной нижней стороной. Это согласуется с письменным источником, где указывается наличие у Пятницкой церкви пола из плитняка16.

Стены скотного двора №2 были выложены из красного кирпича современного вида, и лишь два нижних ряда над фундаментом выделялись более крупными размерами, как на дворе №1. Фундамент третьего двора не осматривался. Таким образом, наибольший интерес для исследования представляет первый скотный двор. Следует сказать, что нумерации 1,2,3 придерживались сами местные жители. На территории села находятся и другие разрушенные колхозные строения. Вполне возможно, что в их фундаменте, а может в фундаментах и других строений, лежат камни от Пятницкой церкви.

Габаритные размеры первого скотного двора 50х9м (замеры сделаны шагами), толщина кирпичных стен 0,5м. С боков и с торца постройки размещались ворота. Над одними боковыми воротами стояла каменная пристройка более позднего происхождения. Всего окон было 64. Размеры оконного проёма снаружи: 1х0,6м, изнутри проёмы расширялись, сверху выложены из кирпичей в виде клина. Высота наружной стены 3м. По рассказам старожилов именно на первом скотном дворе случались пожары. Действительно, при осмотре помещения изнутри были обнаружены обгоревшие остатки от деревянных перегородок, замурованных в стене.

Весной 2008 года по решению руководства сельхозпредприятия с. Семион постройки второго и третьего дворов разрушили, мусор вывезли, площадь под ними расчистили. По просьбе о.Владимира Удовенко , настоятеля храма «Боголюбской» иконы Божией Матери, первый скотный двор оставили. Его планировалось разобрать на кирпичи для дальнейшего использования в церковном строительстве. Работы по разборке начались в сентябре 2008г. и велись в течении 3-х лет. В октябре 2010г. они завершились. Красные кирпичи и белые блоки перевезли к храму. Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел благословил построить из них Пятницкую часовню.

Во время разборки стен первого скотного двора были сделаны интересные находки. В процессе очистки, на поверхности красных кирпичей, обнаружили знаки в виде линий и точек. Знаки ставились до обжига, когда проверяющий осматривал качество и количество отформованных сырцов17. Другими находками явились фигурные кирпичи. Они шли на внешнее убранство храма: колонны, кокошники, порталы дверей, наличники, карнизы и т.д18. В руки к нам попалось и несколько железных связей от Пятницкой церкви. Анализ показал, что их изготовили в Швеции и привезли в Россию в конце 17 века19.

Вскрытие фундамента позволило более подробно изучить белые блоки   и сделать другие неожиданные находки. Весь фундамент скотного двора состоял из известняковых тесанных камней. Если блоки были больших размеров, например как 58х30х30см, то они лежали в один ряд, при этом необработанной стороной внутрь здания. Блоки меньших размеров, как 30х29х30см, лежали в два ряда. У подавляющего большинства белых камней обработанными являлись пять поверхностей: лицевая сторона и четыре боковых. Задняя сторона камня не обработана. Анализ обмеров 60-и блоков позволил вывести их среднюю величину: 42х30х30см.

Среди нескольких сотен известняковых камней вынутых из фундамента нашли: блок с вырезанной пальметтой (рис.5.1), база колонны (рис.5.2), капитель дверного портала(рис.5.3) и другие элементы декора фасадов храма. Наиболее интересные образцы сохранили, при храме с.Семион. Остальные сфотографировали, зарисовали, сделали замеры. Белокаменная резьба это отдельная тема для исследования. Поэтому в данной публикации мы не делаем её подробный анализ20. По расчётам на фундамент первого скотного двора ушло меньше половины от всех белых блоков Пятницкой церкви. В дальнейшем эти расчёты подтвердились. В другом строении села Семион нашли (указал местный житель) фундамент из аналогичных блоков. Именно в нём лежал замурованный барельеф святого (рис.5.4).

ГРАФФИТИ. В августе 2009г., осматривая ранее разобранный фундамент первого скотного двора, был обнаружен белокаменный блок с изображением крестов (рис.6.1). На месте сделали карандашную протирку и прорисовку граффити (рис.6.2). У блока обработанными являлись пять сторон: лицевая и четыре боковых. Задняя сторона (хвост) не обработана. Высота блока 46см., ширина 26см., длина 46см. На лицевой стороне процарапаны (углублены) три креста: процветший схимнический или «Голгофа», крест процветший греческий, крест катакомбный или «знамение победы». Края перекладин у греческого креста и у «Голгофы» расширены. Особенность схимнического креста: вместо длинной перекладины расположены две перекрещивающиеся, образуя христограмму. Ширина линий крестов колеблется в интервале от 3 до 6мм. На лицевой стороне камня и в углублениях крестов сохранились следы от известкового покрытия (затирки).

Специалисты в области древнерусской архитектуры не раз обращали своё внимание на белокаменные стены храмов с процарапанными на них крестами. Кресты были обнаружены на камнях церкви  св.Бориса и Глеба в Кидекше,1149-1152гг. (рис.7.1,2), на соборе в Боголюбово,1158-1165гг. (рис.7.3), на Спасо-Преображенском соборе в Переяславле-Залесском, 1152-1157гг. (рис.7.4,5) и других храмах Древней Руси21.

Если сделать анализ опубликованных рисунков крестов (рис.7), то не сложно заметить, что некоторые кресты имеют не ровный вид, у них нарушены симметрия и пропорции, они хаотично раскиданы  по поверхности камня, косо поставлены. Создаётся впечатление, что в течении длительного времени подходили люди, возможно даже не резчики – профессионалы, и вырезали кресты на том участке камня, где было свободное место. Количество крестов на одной стороне блока колеблется от одного до тринадцати.

Формы крестов-граффити на стенах древнерусских храмов самые разнообразные. Среди них различимы: Андреевский крест (косой), крест св. Петра (перевернутый в низ), крест «Голгофа»,  патриарший, а так же кресты четырёх, шести и восьмиконечные. По месту нанесения крестов, как и в остальных случаях, не просматривается ни какой закономерности. Это может быть: апсида и северный фасад церкви в Кидекше, апсида собора в Боголюбово или дверной проём Золотых ворот во Владимире (1162-1164гг.)22. Основное количество крестов вырезано на нижних рядах стен. Однако, известны примеры нанесения крестов на много  выше человеческого роста (рис.7.1).

Формы многих крестов, вырезанных на камнях от Пятницкой церкви, похожи на кресты, обнаруженные на стенах других древнерусских храмов. При этом необходимо обратить внимание на одну важную деталь изображения, объединяющую их – наличие у крестов расширенных концов в форме треугольника (рис.7.3). Такую форму расширенных концов имеет антиминс 1148г. По форме он представляет четырёхугольный плат  с изображением в центре восьмиконечного креста. По периметру уставом написан текст23. Кресты с расширенными концами вырезаны на капители Десятинной церкви (10век) в Киеве24. Остапенко А.А., давая анализ крестам-тельникам из раскопок Старой Рязани, обращает внимание  на значительное количество находок относящихся к 12-13вв. Среди них он указывает на крестики с «концами в виде уплощенных «гвоздиков»25. Эти окончания имеют некоторое сходство  с окончаниями крестов-граффити на камнях Пятницкой церкви. Хотя крестики с расширением на концах в виде треугольников можно встретить и в более позднее время, всё же наиболее характерны они для до монгольского времени.

Что касается назначения крестов – граффити на стенах древнерусских храмов (рис.7), то исследователи сходятся во мнении, что они имеют какой то ритуальный характер. И всё. Мы считаем , что вырезанные кресты на белых камнях (рис.6) относятся к погребению. «Граффити на камне, скорее всего относятся к погребению: и греческий крест и «Голгофа» с наложением христограммы «употреблялись» с очень древних времён. Собственно христограмма, расшифровываемая, как « С тобою мир Христов», встречается уже на надгробиях IIIIVвв.» 26.

Подтверждением этой точки зрения может служить изображение христограммы на крышке саркофага Ярослава Мудрого (XIв.)27. При этом следует сделать важное уточнение для нашей темы: кресты на саркофаге и на камне от Пятницкой церкви имеют одинаковые расширения на концах в виде треугольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ изображения крестов, вырезанных на белом блоке, позволяет говорить о том, что они были нанесены на стены Пятницкой церкви до 1237г. – года разорения Старой Рязани ханом Батыем. Есть мнение, что на месте Толпинского городища располагался город, название которого забыто. Он стоял на пути движения монголо-татарских войск28.Город относительно быстро восстановился, т.к. по письменным источникам за 1303год упоминается княжеский управляющий –волостель и «толпинская дорога»29. В памятнике конца 14в. «Списке Русских городов дальних и ближних», Толпино не указано30. В  настоящее время исследователям не известны письменные документы, говорящие о построении или реконструкции Пятницкой церкви. Таким образом, единственным источником информации о ней являются камни.

Если рассматривать до монгольский период истории Рязанского княжества, то мы имеем достаточно аргументов, указывающих на наличие белокаменного храма на Толпино. Во-первых: следы от инструментов, оставленные на поверхности блоков  Пятницкой церкви аналогичны следам тесания белого камня храмов Владимиро-Суздальской земли 13 века31.  Во вторых: сохранившаяся на некоторых блоках цемянка — известковый раствор с добавлением кирпичной крошки. Цемянка широко использовалась в строительстве храмов в до монгольское время32.  И наконец, элементы белокаменного декора Пятницкой церкви. Подобная белокаменная резьба в романском стиле повсеместно встречается в храмах 12-13вв. Древней Руси33.

Находка лиственной капители дверного портала (рис.5.3)особенно важна в деле  восстановления истории Пятницкой церкви. Стаханов П.П. , осматривая храм отметил, что орнамент главного входа «выдержан в высокохудожественных  тонах резьбы по дереву»34. Последнее заключение даёт возможность утверждать, что в 1935 г. был взорван не безликий от многократных перестроек храм, а уникальный памятник архитектуры, единственный на Рязанской земле, сохранивший элементы до монгольского зодчества.

Ситуационный план Толпинского городища и селищРис.1. Ситуационный план Толпинского городища и селищ.

 

              

                      2.1.                                                                       2.2.

Рис.2. Церковь св. вмц. Параскевы Пятницы на Толпино: 2.1.-южный фасад (фото 1928г.); 2.2.- реконструкция плана.

Скотный двор построен из камней Толпинского храма

 

 

 

 

 

                                                3.1. 

Стена из большемерного кирпича                                                                                 3.2.

Рис.3. Первый скотный двор с.Семион: 3.1.-внешний вид; 3.2.-стена из большемерного кирпича и фундамент из белых тёсаных блоков (фото 2007г.)

 

 

 


4.1.
                                                   4.2.

 

 

 


4.3.
                                                4.4.

Рис.4. Белокаменная резьба Пятницкой церкви: 4.1.-блок с вырезанной пальметтой; 4.2.-база колонны с листьями по углам; 4.3.- лиственная капитель дверного портала; 4.4.-барельеф святого.

 

 

 

 

5.1.

Рис.6-2

 

 

 

 

                                               5.2.                       

Рис. 5. Блок с изображением крестов: 5.1.- внешний вид; 5.2.- прорисовка.

Рис.7
Рис.6. (слева) Граффити-кресты на камнях древнерусских храмов: 6.1,2-церковь св. Бориса и Глеба в Кидекше (1149-1152гг.); 6.3-собор в Боголюбово (1158-1165гг.); 6.4,5-Спасо-Преображенский собор в Переяславле-Залесском (1152-1157гг.).

Хризма на крышке саркофага Ярослава Мудрого, XIв., мрамор

Рис.7. Хризма на крышке саркофага Ярослава Мудрого, XIв., мрамор 

…………………………………………………………………………………………………………..

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Челяпов В.П. Каменные топоры из собрания Кораблинского музея // Археологические памятники Среднего Поочья. Рязань.1992.С.19, рис.1,2.
2. Археологическая карта России. Рязанская область. Часть1.М.1993.С.27-28.
3. Голубинский Е.Е. История Русской церкви.Т.1.М.1881.С.208.
4.В 19 веке существовало Орловское Церковное историко-археологическое общество. Исследователями были собраны интересные материалы о пребывании св.Кукши на их земле. В настоящее время священномученик Иоанн Кукша является покровителем Орловско-Ливенской епархии. //www.oreleparhia.ru.
5.Седов В.В. Восточные славяне в VIIIIвв. Вятичи // Археология СССР.М.1982.С.151.
6. Коллекция находок хранится в школьном музее с.Семион и в Кораблинском краеведческом музее.

7.Челяпов В.П., Иванов Д.А. Толпинское городище и его округа //  Древнерусский город в контексте этнокультурных, политических и поселенческих структур. Полевой историко-археологический семинар. Старая Рязань, 17-19 июля 2007г. (в печати). На данный момент это наиболее полное описание Толпинского городища, где даны археологические находки и планы размещения памятника.  Приношу слова благодарности Д.А.Иванову предоставившему ещё не опубликованные материалы. О печати еп.Арсения см.: Игумен Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова). Печать епископа Арсения, первого в ряду рязанских иерархов.// Рязанский церковный вестник.№3.2007.С.128-131.
8. Любомудров Н.В. Местногеографические древности в Рязанской губернии // Приложения к рязанским епархиальным ведомостям. Рязань.1984.№1.С.2-3.
9.Стрикалов И.Ю. Охранные раскопки на Толпинском городище в 1990г. // Елец и его окрестности: Тезисы докладов научной конференции. Елец.1991.С.121-123;  Археологическая карта России. Рязанская область.Часть3.М.С.19-20.
10. Добролюбов И. Историко – статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.Т.2.Рязань.1885.С.343-344.
11. Самарянов В. Медный крест-складень случайно найденный на берегу реки Прони близ церкви с.Толпино Ряжского уезда // Труды Рязанской Учёной Архивной Комиссии за 1889г. Рязань.1890.Т.IV.№3.С.60-62.
12.Стаханов П.П. Акт осмотра церкви. ГАРО.Ф.Р-5570.Д32.Л.23-27.

13.Вагнер Г.К. «Рязань». Альбом. Рязань.1971.С.26.
14. Фото церкви 1928г.- ГАРО.Ф.Р-5570.Д.32. Реконструкция плана сделана на основании  Акта осмотра  Стаханова П.П.(указ. соч.). Так же был использован план начерченный в 1968г. жителем села Семион Е.Александровым (личный архив). Контуры фундамента отметил Н.И.Шитов, выполняя в 1977г.топографическую съёмку Толпинского городища. Его чертёж важен тем, что на нем отмечено точное место Пятницкой церкви и контур её фундамента.( указ. соч. Челяпов В.П., Иванов Д.А. Толпинское городище…). В настоящее время на месте Пятницкой церкви  имеется высокий холм и бесформенные задернованные бугры и ямы.
15. Материалы предоставлены Маргаритой Сергеевной Овсянниковой (Красильниковой)–внучкой о.Павла Красильникова // www.rusalbom.ru/
16.Самарянов В. Указ. соч. С.61.

17.Пасынков С.В. Кирпичи с метками от Толпинской церкви Параскевы Пятницы //  Материалы пятых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского. Рязань.2010.С.19-28.
18. Пасынков С.В. Толпинская церковь великомученицы Параскевы Пятницы. Фигурные кирпичи храма // Рязанский церковный вестник.Рязань.2009.№3-4.С.110-114.
19. Пасынков С.В. Железные связи от церкви  святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской //  Материалы шестых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского.Рязан.2011.С.16-22; Рязанский церковный вестник.Рязань.2011.№2.С.97-100.
20. Рис.5.1 – длина всей масштабной линейки 30см.; рис.5.2 – плинт 36х33см., высота 33см.; рис. 5.4 – лицевая сторона 53х33см., длина (хвост)-31см.
21. Воронин Н.Н.Зодчество Северо-восточной Руси ХIIIVвв.М.1961.Т.1.С.75,88,227.
22. Тимофеева Т. П. Золотые ворота во Владимире // www.rusarh.ru/timofeeva2.htm.
23. Копировский А.М. Христианский храм.М.2007.С.350,рис.37.

24. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Быт и культура.М.1997.С.355, табл.109, 2,2а.
25. Остапенко А.А. Металлические кресты-тельники ХIVII веков из раскопок Старой Рязани // Археология древнерусского города ХIVвеков. Проблемы источниковедения , становление государственности и культурогенеза. Тезисы докладов международной научной конференции. Рязань, 6-9 апреля 2011г. Рязань.2011.С.52-53.
26. Автор искренне признателен архитектору –реставратору Л.А.Шитовой (г.Москва) за высказанную и аргументированную точку зрения по этому вопросу. См. так же: Уваров А.С. Христианская символика.М.,С-Пб.2001.С.90,№45 .

27. Саркофаг Ярослава Мудрого находится в Софийском соборе в Киеве // www.sofiyskiysobor.
28. Комаров К.И. От битвы на реке Сити до битвы на реке Воже // Битва на Воже и Куликовское сражение. Рязань.2006.С.22, рис.6.

29. Свод письменных источников по истории Рязанского края ХIVVIIвв. Т.3. Рязань.2005.С.98
30. Тихомиров М.Н. Русское летописание.М.1979.С.118-123.

31. Пасынков С.В. Обработка белого камня Толпинской церкви вмц.Параскевы Пятницы // Седьмые краеведческие чтения памяти протоиерея В.И.Гаретовского.Ряжск,24-25 февраля 2011г. (доклад); Новаковская С.М. Камнетёсное дело Владимиро-Суздальской Руси в ХIIIIвв. // Советская археология.1986.№3.С.72-83.
32. Раппопорт Т.А. Строительное производство Древней Руси (Х-ХIIIвв.) С.-Пб.1994.С.45.
33. Воронин Н.Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польский.М.1967.С.74, 160.

34. Стаханов П.П. Акт осмотра церкви. Указ.соч. Л.26.

……………………………………………………………………………………………………………..

Аннотация, ключевые слова. 

Пасынков С.В.

Граффити-кресты на белом камне от церкви  св.вмц.Параскевы Пятницы  Толпинской. 

В статье рассматривается вопрос о граффити-крестах вырезанных на стенах древнерусских храмов. Анализ сделан на основе имеющихся публикаций и находок известняковых блоков от Толпинской Пятницкой церкви, уничтоженной в годы советской власти. Прямоугольные тёсанные камни лежали в фундаменте скотного двора села Семион Кораблинского района. Во время разборки колхозного строения был найден блок с изображением крестов и белокаменная резьба от храма. По предварительным данным находки можно отнести к ХIIIIIвв.

Ключевые слова: крест процветший, граффити, белый камень, древнерусская архитектура.

Graffiti-crosses on the white-stone of church of Great Martyr Paraskeva Tolpinskaya.

In this article we are going to consider the problem of graffiti-crosses, engraved on walls of Old Russian churches. The analysis was conducted on the basis of previous publications and limestone blocks, found on the territory  of Tolpinskaya Church, that had been destroyed during the Soviet period. Rectangular ashlars  lay in the basis of  farmyard in the village Semion of Korablimo region. A block with image of crosses and white-stone carving of church were found during the dismantling of farm building. According to preliminary data these findings can be referred to 12-13 centuries.

Key-words: blossoming cross, graffiti, white stone, Old-Russian architecture

см.(760)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *