РЕУ 1850-1918гг

Красильниковы девочки получали образование в училище для девиц духовного звания

Выпускницы Рязанского женского епархиального училища 1915г - слева Александра Павловна Красильникова

Выпускницы Рязанского женского епархиального училища 1915г. — слева Александра Павловна Красильникова

в Списке  выпускниц РЕУ :

1852-1858     Мария Романовна Долгова  РЕУ 1858 год. Список принятых в 1852 году. Это первый набор учениц в училище для девиц духовного звания, проведен в декабре 1852 года.
1854-1860        11  Долгова Анна    Романовна
1856-1862        3   Долгова Евдокия Романовна
1874-1880 12  Красильникова   Мария  Яковлевна  1880 год, 3 класс (прием 1874 года).1888-1894    
6-1 класс 12  Красильникова   Варвара Яковлевна
1881-1887    6-2 66  Свистова    Александра   Возр.- 16лет, Отец — учитель ДУ
1900-1906    6-3 класс 112 Красильникова   Мария   Григорьевна
1902   6-1  класс 27    Орлова  Александра  Васильевна  23.4.1885                          
1905-1911  6-1 класс 16  Красильникова   Антонина    Григорьевна
1906-1912  6-1 класс 39  Успенская   Елизавета   Петровна
1908 6-2 класс 28 Орлова Марья Васильевна    
1915 6-1 класс 23 Орлова Ольга Васильевна   
1909-1915-6-2класс11Красильникова   Мария   Петровна12февр.1898г 1909-1915  6-2класс 12  Красильникова   Олимпиада   Петровна25.6.189
Красильникова   Александра  Павловна6.11.1898
Александра Павловна ученица РЕУ1909-1915-6-2класс-10
Красильникова   Александра   Петровна 1марта.1901г В 1915 г. – в третьем классе епархиального училища.  627-272-175-102 (№13)Красильникова   Антонина   Петровна 23мая 1904г В 1915 г. обучается в первом классе епархиального училища.
1918   6-2 класс 28 Орлова Капитолина Васильевна  21 мая 1904 г.р.Красильникова Евгения Павловна 1905г.р.    Принятые в 1916 году, в 1918 окончили 2 класс

1905год: 6-1 (прием 1899 года)   Хитрова Александра Николаевна 13.3.1889г.р.Александра Николаевна Хитрова

       1909    6-2 41  Хитрова Елизавета   Николаевна

07.05.1892 г.р.

1911 год: норм.класс , выпускница Хитрова Ксения Николаевна 19.1.1895г.р.Ксения Николаевна ХитроваМАРИЯ МИХАЙЛОВНА БОГОСЛОВСКАЯ родилась 15 марта 1880 года. Окончила полный курс в Рязанском епархиальном женском училище.


СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РЯЗАНСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА (1850 — 1918)

                        (http://www.museum-reu.narod.ru/geschichte.htm#8)%238)     

РЕУ

В 1848 году в течение двух с половиной месяцев в Рязанской губернии свирепствовала холера. Последствия эпидемии были ужасны: число жертв достигло 13477, в том числе 155 лиц епархиального клира. Бесприютность детей, оставшихся после смерти родителей, поразила чадолюбивое сердце святителя Гавриила. Следуя указанию Провидения Божия, он приступил к устройству училища для обездоленных дочерей духовенства. Высокопреосвященному было уже 65 лет, а для осуществления этого замысла не имелось никаких средств и источников, «кроме надежды на участие и содействие христолюбивых и сострадательных благотворителей».

20 мая 1850 года Высокопреосвященный Гавриил обратился  к своей пастве с трогательным воззванием к пожертвованиям на устроение женского духовного училища. Он описал бедственное положение сирот духовенства, «наследующих от родителей своих одно только сиротство без способов к пропитанию»

В результате переписки Преосвященного Гавриила с синодальным начальством, продолжавшейся около года, последовал Указ Святейшего Синода от 15 мая 1851 года за № 3716, разрешавший открыть училище для девиц духовного звания; разрешение открыть училище было подтверждено и в отношении Обер-Прокурора Св. Синода графа Протасова  от 7 апреля 1852 года за № 37945.

Для училища было отведено место за Спасским монастырем, рядом с архиерейским садом, с присоединением усадьбы соборного звонаря Федора Оливкова (за 600 рублей у него был  куплен дом со всеми надворными постройками). По просьбе Гавриила, губернский архитектор Н.И. Воронихин составил план двухэтажного деревянного дома с кухней и подвалом, в соответствие с которым 5 июня 1852 года заложен был и в то же лето выстроен для училища дом (на месте разобранного дома Оливкова).

1 января 1853 года состоялось открытие Рязанского училища девиц духовного звания. На торжественном открытии присутствовал сам губернатор, рязанское духовенство, почётные военные и гражданские чиновники. 31 января 1853 года отношением за № 759 Гавриил донёс Обер-прокурору об устроении нового дома и открытии 1 января 1853 года училища «с приличною духовною церемониею».

Училище предназначалось для воспитания дочерей духовенства, чтобы они, став матушками, могли разумно заниматься домашним хозяйством и сообщать своим детям «первоначальные познания о науках, нужных для них при вступлении в училища». Устав училища регламентировал преподавание следующих предметов:

  1. Закон Божий со священной историей и кратким объяснением литургии,
  2. язык русский и церковно-славянский (чтение на славянском и русском языках по церковной и гражданской печати и письмо),
  3. чистописание и рисование узоров,
  4. первые четыре действия арифметики и счисление на счётах,
  5. русскую историю и географию,
  6. краткую всеобщую историю,
  7. церковное пение,
  8. рукоделие в разных видах и нужнейшие сведения по огородничеству, садоводству и другим отраслям сельского хозяйства с показанием, сколько позволяют способы, в практических опытах.

В училище были заведены строгие порядки: воспитанницы не могли покидать территории училища; воспитательницы  надзирали за ученицами и обучали их грамоте; учительницы рукоделия  не только обучали кройке и шитью, но имели обязанность нести «постоянный надзор за воспитанницами, быть вечером и утром при молитве их и со старшими из них спать в одной спальне, для присмотра за ними во время ночи». «Стол  у воспитанниц — самый скромный и незатейливый»:  чёрный хлеб, картофель,  крупа гречневая, пшено, горох, огурцы; рыба и мясо бывали изредка, чай и белый хлеб — только для больных. При недостаточном питании и санитарно-гигиенических условиях девочки часто болели. Тем не менее, принятые в училище были счастливы: в течение 6 лет их не только содержали, но учили и воспитывали, а по окончании курса устраивали в замужество.

Указом Святейшего Синода от 31 марта 1876 года за № 973 разрешено было преобразовать Рязанское училище девиц духовного звания в Епархиальное училище.

Через два года величественное, во всех отношениях прекрасное, здание было построено «на Владимирской улице, близ земляного моста, в углублении обширной, засаженной садом, усадьбы,  среди двух больших деревянных домов, стоящих на отлете в виде флигелей, против концов его. Корпус трехэтажный, о 202 окнах, крытый железом, главным фасадом обращен на зимний восток, по концам имеет выступы, с лицевой стороны меньшие, а с задней большие… Стоя на возвышеннейшем, лучшем и срединном в городе месте, для зрителя он красуется со всех сторон, господствует над всеми зданиями города и как бы венчает город.

Усадьба училища, занимала целый квартал и была  отделена от улицы красивой каменной оградой с решеткой из металлического кружева. Вокруг корпуса  раскинулся фруктовый сад с липовыми аллеями, беседками и скамьями для отдыха. Он с каждым годом все более и более разрастался,  и значение его для закрытого учебного заведения трудно переоценить. Здесь воспитанницы могли  гулять в любую погоду, весной и летом занимались приготовлением уроков на свежем воздухе. С наступлением зимы в саду устраивали прекрасный каток.

С переездом в новое здание  Рязанское епархиальное училище было преобразовано из трехклассного (два года в каждом классе) в шестиклассное (один год в каждом классе). Приём в училище стал производиться  ежегодно (а не один раз в два года), поэтому число воспитанниц стало быстро увеличиваться: в 1881 году их было 272, в 1884 году — 489, в 1909 году — 741 человек на 15 классов. Училище давало среднее образование в объеме гимназического курса. Учебный год начинался 17 августа приемными испытаниями и переэкзаменовками, которые продолжались до 28 августа, классные занятия начинались с 1 сентября.   В конце года проводились переводные испытания.  В качестве обязательных предметов изучались: Закон Божий, русский язык, история литературы, теория словесности, чистописание, арифметика, основы геометрии, природоведение,  физика, история, география, дидактика, церковное пение, рисование и черчение. Уставом предусматривалось изучение педагогики с прохождением педагогической практики в образцовых школах.

Кроме обучения обязательным предметам, воспитанницы обучались гимнастике и рукоделию, иностранным языкам (французский, немецкий — по желанию), музыке — фортепиано, скрипка (по выбору). Степень успешности воспитанниц в музыке определялась экзаменами, проводившимися два раза в год: перед рождественскими каникулами и в конце учебного года. Экзамены проводились комиссией из учительниц музыки в присутствии членов Совета. За отличные успехи воспитанниц награждали нотами.

С 1907/08 учебного года в 4-6  классах были введены уроки кройки и шитья, которые оказались весьма полезными и успешными, что показали экзамены в конце года. В 1908/09 учебном году для 5-6 классов было введено преподавание гигиены (два урока в неделю). Кроме того, воспитанниц обучали ведению домашнего хозяйства, приготовлению пищи, уходу за детьми и лечению.

Девочки получали здоровую, хорошо приготовленную пищу. Кушанья подавались на роскошной посуде. Расписания блюд не только рассматривались Советом училища, но предоставлялись на усмотрение Его Преосвященства, который внимательно следил за благоустройством ученического стола.

С 1899 года в Совете училища можно было экстерном сдать экзамен на звание учительницы церковно-приходской школы.

С целью расширения кругозора и совершенствования эстетического развития воспитанниц в училище устраивались внеклассные чтения и беседы. Например, в 1905 году преподаватель географии Дмитрий Григорьевич Наумов провел чтения по темам: «Франция и французы», «Страна восходящего солнца», которые сопровождались показом световых картин с видами Парижа: его соборов, улиц и бульваров, Лувра, Эйфелевой башни, Наполеона Бонапарта, сожжения Жанны д’Арк на костре; видами статуи Будды, чайного дома, храма в Токио, харакири, японок и японца со слугой, японского придворного толмача.

Большое внимание уделялось письменным работам. Темы сочинений были различными: на богословские темы,  по всеобщей и русской истории, литературе.  Для развития охоты к писанию сочинений лучшим воспитанницам выдавалась награда книгами.  Для развития литературного вкуса учениц и доставления всем приятного и полезного развлечения в актовом зале училища проводились музыкально- литературные вечера.  Под руководством преподавателя словесности Александра Николаевича Собчакова ежегодно устраивались циклы литературных вечеров для разных классов и возрастов, на которых представлялись лучшие произведения классиков: сцены из «Полтавы», «Скупого рыцаря» и  «Бориса Годунова» Пушкина, «Ревизора» Гоголя, а для малышей — гениально живописные басни Крылова и стихи Некрасова, Никитина, Майкова29. 19 марта 1909 года устроен был вечер по случаю празднования 100-летия со дня рождения Н.В. Гоголя; 11 октября 1911 года — А.В. Кольцова. В числе внеклассных занятий воспитанниц были хоровое и сольное пение, гимнастика и танцы, а также игры на открытом воздухе и катание на коньках.

В училище ежегодно устраивались роскошные рождественские ёлки для учащихся церковно-приходских школ. Например, на новогоднем вечере 28 декабря 1912 года присутствовали 650 детей и все получили гостинцы.

Рязанское Епархиальное женское училище, превратившееся за четыре десятилетия своего существования из приюта для сирот в крупнейшее учебное заведение города и всей Российской империи, выполняло общегосударственные задачи просвещения народа и внесло неоценимый вклад в культурное развитие Рязанского края Взращивая идеальных «матушек», оно исправно служило кастовым интересам духовенства. Всякий согласится с тем, что быть ободрением и утешением пастыря церкви в его великом, многотрудном и часто весьма тернистом служении само по себе — дело великое.  Но далеко не все выпускницы выходили замуж. Многие, оставаясь в девичестве,  становились на школьную дорогу и проходили этот путь усердно и с честью. Выпускницы училища являлись самым подходящим и устойчивым элементом для сельских церковно-приходских и земских школ.  По сообщению Епархиального наблюдателя, в 1905/6 учебном году в церковно-приходских школах Рязанской епархии работали 176 учительниц из числа выпускниц Епархиального училища; по сообщению директора народных училищ Рязанской губернии,  во вверенных ему учебных заведениях — 162 учительницы.

23 февраля 1918 года Епархиальное училище было закрыто, 30 сентября замечательное по архитектуре и удобству здание с прилежащими к нему службами и садом было передано Рязанскому учительскому институту, который 15 октября 1918 года преобразован в Рязанский педагогический институт — первое в городе высшее учебное заведение. Здание сохранило свои основные архитектурные элементы. Оно и теперь украшает город, впечатляя своей репрезентативностью, продуманностью внутренней планировки, прекрасной акустикой учебных комнат.

Нина Леонидовна Володина (Красильникова), внучка о.Павла Красильникова, добавила:

Поскольку Александра Павловна Красильникова училась в Рязанском епархиальном училище, хотелось бы привести выдержки из книги воспоминаний ее соучениц этого заведения.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ. Авт. О.Д. Попова
Одной из особенностей дореволюционной системы образования было многообразие видов и типов учебных заведений. Даже учебные заведения, дающие среднее образование, находились в руках нескольких ведомств. Одним из них было духовное. В биографиях многих дореволюционных деятелей мы можем прочитать: «Окончил духовную семинарию…» Но мало кто знает, что православная церковь немало внимания уделяла и женскому образованию. Имеются в виду епархиальные женские училища и женские училища духовного ведомства.
Идея создания училищ для дочерей духовенства принадлежит сестрам Надежде Павловне Шульц (урожденная Шипова) и Елизавете Павловне Шиповой. Сестры, получившие хорошее образование в Екатерининском институте, подумали, что женам священников также необходимо образование, но особое, религиозно-нравственное, отличное от того, которое давали тогда в женских институтах. Эта мысль была изложена в начале 1840-х гг. в виде проекта устава и программы училища для дочерей священников, которое хотела открыть Надежда Павловна в своем имении.
В проекте подчеркивалось, что это должны быть особые учебные заведения, отличные по своим целям и задачам от институтов благородных девиц. Они должны были давать воспитание «вполне соответствующее их (воспитанниц) двоякому назначению: а) быть достойными супругами служителей церкви, б) быть достойными попечительными матерями, которые воспитали бы детей своих в правилах благочестия и добронравия…» Выпускницы институтов благородных девиц (как правило, дочери богатых родителей и благородного происхождения) для этого не подходили. Их воспитывали для светской жизни. В брак с сельскими священниками такие девушки обычно не вступали. Поэтому, по мнению авторов проекта, жен для сельских священников необходимо готовить из числа сирот или дочерей бедных священно- и церковнослужителей, которые знают и понимают быт и заботы сельского священника и псаломщика. Кроме того, сироты и дети бедных родителей смогут довольствоваться скромной сельской жизнью.
Проект был реализован при участии великой княжны Ольги Николаевны. 18 августа 1843 года были утверждены Устав и штат Училища для девиц духовного звания. 22 октября 1843 года в Царском Селе состоялось открытие первого такого училища. Оно было принято под высочайшее покровительство, а начальницей назначена Н.П. Шульц.
Училища девиц духовного звания Петербурга, принятые под высочайшее покровительство, находились под пристальным вниманием царских особ. Иначе обстояло дело в провинции. Так, воспитанницам Рязанского училища удалось увидеть царя лишь однажды, когда в декабре 1914 г. во время посещения Рязани царской семьей все воспитанницы принимали участие в приветствии на Соборной улице.
В соответствии с целями учебного заведения и пища должна была быть простой и скромной, для воспитания христианского благонравия обязательно было соблюдение всех постов. Воспитанница Рязанского епархиального училища вспоминает, что с утра девочки получали чай с куском хлеба и сахаром; завтрак был в 12 часов, обычно подавали чай с хлебом, иногда кисель или кашу с постным маслом. Иногда давали рисовую кашу со сладким соусом из чернослива или картофель с грибным соусом или сливочным маслом. Осенью давали по два яйца. Обед был в 4 часа, состоял он из двух блюд: щи, суп, приличные порции мяса, каша гречневая с маслом или пшенная с молоком. В воскресенье обязательно пеклись пироги и порции пирога давались большие.
Единым требованием во все времена и во всех училищах к внешнему виду епархиалок были скромность и однообразие в одежде. Как правило, каждая девочка была одета в форменное платье (зимой платье было шерстяное, летом «бумажной материи») с передником и пелеринкой. Только в одних училищах белый фартук и пелеринки были постоянно (как, например, в Рязанском), а в других это были элементы только праздничной одежды, а в будний день артук был темного цвета. Любые вольности в одежде пресекались самым жестким образом.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Л.А. ХУДЗИНСКОЙ-ГОЕЛЬСКОЙ
Через 3 дня мы уже были в Рязани; конечно, все нас поразило: и чисто русский выговор (после пребывания в г. Радом, Царство Польское!), и грязь губернских улиц, и некультурность народонаселения и построек, а главное – вывески с тучами голубей, а внизу под домами целые кучи шелухи от подсолнухов и все кухарки, дворники и приказчики и подсолнушки без конца, а на главной улице, Большой или Астраханской (теперь улица Ленина), толпы гимназистов по 5 человек в ряд, держащихся за руки и с папиросками в зубах, гимназистов, не сторонящихся перед встречными прохожими. Это нас страшно поразило после дисциплины западного города и классических гимназий.
В 1894 году в Рязани было два средних учебных заведения для девочек: Мариинская женская гимназия для лиц всех сословий и женское епархиальное училище.

Сначала я думала поступать в гимназию Мариинскую, но оказалось, что вакансий нет и меня не примут все равно в этом году. Я была рада этому, так как когда я просмотрела учебники, то тогда еще они показались мне настолько смешными, рутинными, старыми, что просто совестно было по ним готовиться. Тогда мне достали учебники и программку епархиального училища.

Епархиальное училище для дочерей духовенства было открыто в Рязани в 1853 году и в 1877 году было преобразовано по уставу 1868 года. В 1881 году для этого учебного заведения на средства епархии и добровольные пожертвования было выстроено специальное здание.

И хотя брат начал меня начал дразнить «епархиалкой», но я все-таки решила поступить в это единственное во всем городе красивое здание, белое, трехэтажное, с красивой чугунной решеткой здание, которое меня так поразило, когда мы осматривали город, что я пришла в восторг и закричала с провинциальной наивностью: «Смотри , мама! Какой красивый дворец!» И вот мне предстояло в нем учиться. И рельеф: сердце, якорь и крест, черный выпуклый, точно герб, красовавшийся наверху, очень трогал мое детское сердце.

Крест, якорь и сердце символизируют веру, надежду и любовь.

Зимой было очень холодно, да и квартира у нас была такая холодная, что мы сбивались в одну комнату, чтобы греться, — в спальню, в которой было +7-8 градусов Цельсия.
С Рождества я поступила в епархиальное приходящей (т.е. одной из воспитанниц, которые приходили только на занятия).
Младшие девочки обожали старших и наоборот. Младшие одевались для старших, делали банты, надевали бархотки на шею, корсеты и спали ночью в корсетах… Старшие приходили ночью к кроватям младших – крестили и их раздевали, укладывали спать и, стоя на коленях перед кроватями, прощались, целуя много раз маленьких и нашептывая ласковые эпитеты. Обожание простиралось и на учителей, и на классных дам, но, увы, редко в каком закрытом заведении любят классных дам… Уж чем это объяснить, я не знаю, что все они злючки и придиры. Вернее всего от того, что вообще всем воспитателям надо много выдержки и терпения для того, чтобы быть строго справедливым и внушить к себе любовь и уважение…
Помню еще сцену. Одна приходящая шестиклассница во время большой перемены всегда встречала и провожала из класса до учительской законоучителя и часто обливала его духами. Он ужасно злился, кусал губы, но все не решался оборвать ее. Наконец, обернулся один раз внезапно, почти наткнувшись на нее, и распушил ее. Ну, на время прекратили проводы, но потом опять начались. Это самый частый прием обожания. Одному бедняге, учителю пения одна обожательница залила все глаза духами. Он вскрикнул от боли и, как сумасшедший, вместо того, чтобы идти в класс на урок, побежал в учительскую промывать глаза. Конечно, была ей проборка за это.
Я держалась в стороне от подобных проявлений любви, была вежлива со всеми, но осторожна и не доверяла, так как несколько насмешек отбили у меня охоту доверять. Называли меня Маркизой Помпадур за мою гордость, за особенные прически, за самодеятельность, за мое зимнее пальто (такие, как у меня, тогда никто не носил, а по бедности модную шубку мама не могла мне сшить). Война за мои прически шла у меня и с классными дамами, и с начальницей. В две косы по-бабьи я не хотела причесываться, косы у меня были тяжелые. Нужно было очень аккуратно делать прическу, а я утром спешила очень в класс, никого не хотела будить и тревожить, и мне некому было делать прическу, поэтому я причесывалась как хотела и говорила, что у меня голова болит. Иногда, действительно, она у меня болела от высокой прически, я спускала косы или совсем распускала волосы. За корсет мне тоже приходилось бороться с классной дамой. Я его не признавала, да и папа нам не позволял его носить, и моя свободно развивающаяся фигура страшно конфузила мою классную даму. Хотя наша форма состояла из тугого натяжного лифа без костей, и для 14-летних подростков можно было ограничиться и этими лифами – такие преследования классной дамы и господствующее обожание доводило девочек до крайности, и они не снимали корсетов ни днем, ни ночью.

Корсеты покупали сами воспитанницы.

А между тем гулять воспитанниц водили один раз в две недели и в три, а не водили часто потому, что одежки казенной было очень мало, пальто драповое халатом, платок шерстяной небольшого размера – наружность получалась не из красивых – прямо какие-то арестантки.

Отсутствие индивидуальной одежды для воспитанниц – особенность Рязанского епархиального училища. Обычно вся одежда шилась для воспитанницы индивидуально и метилась специальными метками.

Пальто надевалось на кого попало, так что и фигуры были неважные, поэтому, конечно, девочки и избегали ходить гулять, хотя в свой сад, но уж если приходилось идти в город парами, то это было чистое страдание и воспитанницам и классным дамам, так как проходящая публика и с жалостью и с насмешкой относилась к этим неуклюжим фигурам. Начальницу как-то это нисколько не трогало, так как она сама была вечно в каких-то допотопных костюмах и напоминала собой экономку и даже не из богатого дома, некрасивое злое лицо, старое неблагородное, старая вырыжевшая наколка на голове, платья какие-то обтрепанные, шляпы – вороньи гнезда, пальто зимнее и накидка летняя – столетняя, по крайней мере – все старомодное, вырыжевшее.

Начальницей училища с 1877 по 1918 г. была Варвара Макаровна Хупотская.

Был у нас опекун Феофилакт Антонович Орлов. Он был симпатичным человеком и не узким в понятиях, и не жадным, как начальница. Он даже хотел ввести модные рукава в пальто, но так и не добился. Ему сказали, что много материи пойдет – тогда можно было в них меру овса всыпать, как говорил наш учитель истории Гонорин.

Ф.А. Орлов был председателем совета Рязанского епархиального училища. Он преподавал в Рязанской духовной семинарии и в качестве представителя от духовенства был выбран в совет Рязанского епархиального училища, а как старший по возрасту в соответствии с Уставом женских епархиальных училищ был его председателем. Благодаря его энергии и энтузиазму было построено здание училища и начато строительство второго корпуса в 1898 г., он сам насадил сад для воспитанниц (некоторые лиственницы, посаженные им, стоят до сих пор).

За 1909 год в Рязанском (местном) вестнике появилась статья. Девочки, приехавшие после Рождественских каникул в епархиальное, были опрошены швейцаром, привезли ли они деньги за полугодие. Некоторые привезли часть, некоторые нет. Он не велел входить им в здание и пошел доложить начальнице. Она их опросила, и когда оказалось, что они не привезли, велела им всем уезжать домой. Девочки расплакались, ночью поехали обратно на вокзал, и начальник станции смилостивился, дал им денег домой уехать.
В старших классах воспитанницы по двое ходили в кухню дежурить – помогать варить обед кухаркам: чистить зелень, овощи, рубить котлеты, выделывать пироги – и часто таскали по карманам морковь и даже куски теста, что было, конечно, уж совсем смешно. Бывали и разоблачения. Были совсем бедные дочки дьячков, которые платили дешевле других. Ну, вот им-то и доставалось на орехи от духовных благодетелей.

см.(987)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *