Находки — БАРЕЛЬЕФЫ Толпинского храма

images_2 О ВРЕМЕНИ ПОСТРОЕНИЯ ТОЛПИНСКОГО ХРАМА ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ

Барельефы Пятницкой церкви
села Толпино

Участники раскопок фундамента бывшего склада села Симеон: иер.Владимир Удовенко, иер.Михаил Нуждин, краевед Сергей Васильевич Пасынков, Василий Юрин, прихожане и волонтеры.

Толпинский храм Параскевы Пятницы до разорения (1928г.)

Толпинский храм Параскевы Пятницы до разорения (1928г.)

Пятницкая церковь, "Деисус" над южным входом фото 1929 года (фрагмент)

Пятницкая церковь, с.Толпино, фото 1929 года (фрагмент)

…………………………..

   

Летом 2010 года во время осмотра фундамента колхозного строения с.Семион, был обнаружен барельеф с изображением святого и белые тесанные блоки. Ранее аналогичные блоки находили в фундаменте скотного двора этого же села. Как в последствии выяснилось, камни принадлежали Пятницкой церкви с.Толпино (бывший Ряжский уезд Рязанской губернии).

В 1935 г. храм взорвали, красные кирпичи и белые блоки колхозники использовали для строительных нужд.

Св. Иоанн Предтеча из Деисуса

Св. Иоанн Предтеча из Деисуса

После обнаружения барельефа, настоятелем Боголюбской церкви села Семион о.Владимиром Удовенко, было принято решение о более детальном осмотре всего фундамента колхозного строения (склада). Необходимо было прокопать вдоль фундамента и осмотреть стороны белых камней, в надежде, что другие барельефы,  как и найденный, будут лежать лицом наружу. Трижды за лето 2012г., прихожане Рязанских храмов приезжали работать. Прокопали вокруг всего здания и только однажды, 23 июня, были найдены два барельефа с изображением Архангелов. Изображения были повернуты наружу, что позволило их увидеть.

План склада

Рис.1. Склад около Семионовской школы и план его фундамента с указанием места находок барельефов: 1 — св.пр. Иоанн Предтеча; 2, 3 – Архангелы

Склад около Семионовской школыУместно будет рассмотреть само строение склада, хотя бы для того , что бы узнать, какое количество белых блоков лежало в его фундаменте (рис.1). Склад расположен рядом с Симеоновской школой. В плане он представляет собой прямоугольное кирпичное сооружение в виде буквы «С». Стены выложены из красного кирпича разных размеров и разного времени. Это и XX век и кирпичи более древние, вероятно от разрушенных церковных строений. На это указывают метки, в виде линий и точек. Подобные знаки часто встречаются на стенах русских храмов XVII-XIXвв.В настоящее время одна часть склада используется по назначению, другая, с обвалившейся крышей, поросла деревьями. Внешний вид стен указывает на их многократную реконструкцию. Окна закладывались в разное время, красным и силикатным кирпичом, ворота перекладывались в нужный размер. Частая перестройка говорит о разнообразном использовании этого строения. Но первоначально здесь размещалась пожарная часть, где стояли бочки с водой на лошадиной тяге. Фундамент склада выложен в один ряд из белых прямоугольных блоков. Средняя высота камней составляет 32-34 см.,  ширина доходила до 50см., а в некоторых случаях превышала 60 см. Если сравнить их с блоками со скотного двора, то можно сказать , что они им соответствуют, с той  лишь разницей, что камни фундамента склада чуть крупнее и лучше подобраны.Не много озадачивает отсутствие блоков с одной стороны фундамента склада (рис.1, план). Этому можно дать простое объяснение – закончились камни. Но тогда возникает вопрос другого характера. Полукруглая апсида Пятницкой церкви была обложена белым камнем до самой крыши. Значит блоков с дугообразной стороной должно быть много, уж несколько десятков это точно. Однако за всё время работ  найдено всего несколько экземпляров с чётко выпуклой лицевой стороной. Таким образом, логично предположить, что недостающие блоки ещё где-то лежат.

Рис.2. Барельефы Пятницкой церкви: 1. Архангел 2. Иоанн Предтеча 3.Архангел

Рис.2. Барельефы Пятницкой церкви: 1. Архангел             2. Иоанн Предтеча 3. Архангел

Рассмотрим непосредственно сами барельефы (рис.2). Барельеф с изображением Архангела (рис.2.1). Размеры лицевой стороны 54х 33см., длина (хвост) 32см. У камня обработаны пять сторон. Задняя сторона не обработана. Необходимо подчеркнуть, что подавляющее большинство блоков Пятницкой церкви имеют не обработанную заднюю сторону. Такая кладка камня является полубутовой, когда стену ложили с двух сторон необработанной частью внутрь, а середину заполняли известковым раствором с битым камнем. Данная кладка характерна для раннемосковских храмов конца XIV-нач.XVвв.4 Для Толпино это время правления вел. кн. Олега Ивановича Рязанского. Особенность барельефа – в верхнем левом углу просматривается краска светло-коричневого цвета (бледно розовая). Краска проявилась во время мытья щёткой с водой только что извлечённого из земли барельефа. Побелка стала смываться легко, как бы, относительно недавно нанесенная. Многие камни, извлеченные из фундамента скотного двора, имели следы побелки (затирки), но побелка на них закостенела и, её можно было только отскоблить, а не отмыть.5
Рис.2.2 – прямоугольный известняковый камень с изображением св. пр. Иоанна Предтечи. Размеры лицевой стороны 53х33 см., длина (хвост) 31 см. Камень обработан со всех сторон, т.е. задняя сторона плоская. Особенность задней стороны — все четыре угла крупно отколоты. На лицевой стороне местами сохранилась побелка. Поверхность изображения святого имеет множество сколов, полученных при восстановлении храма после осады Толпинской крепости или при строительстве скотного двора в веке. С правого края на поверхности барельефа хорошо различимы следы от инструмента в виде «лесенки». Аналогичным образом  обработан камень Владимирских храмов в XIII века.6 Рис.2.3 – барельеф с изображением Архангела. Аналогичен выше рассмотренному (рис.2.1). Отличается несколько размерами: лицевая сторона 51х35 см., длина 34 см. и отсутствием краски. Первое описание барельефов в 1889 году сделал настоятель Пятницкой церкви о. Яков Митрофанович Красильников (1835+1901). «Над южною дверью в наружной стене вделано каменное неискусной работы изваяние под названием «деисус», с двумя Архангелами по сторонам».7 В начале 30-х годов столетия за сохранение церкви на Толпино, как памятника архитектуры, боролся врач, организатор Сапожковского музея П.П.Стаханов (1868+1953). Им был составлен Акт осмотра церкви, где Деисус описан следующим образом: «Над правыми входными южными дверями большая белокаменная доска с пятью изображениями барельефом из коих в середине, по-видимому, женская фигура с нимбом вокруг головы, слева какая то мужская фигура с бородою, по-видимому, без нимба, а по бокам две крылатые фигуры».8 Несколько удивляют и кажутся странными выражения в Акте: «в середине женская фигура», «по-видимому без нимба». Такого в Деисусе быть не может и об этом прекрасно знал П.П.Стаханов, который в свое время с отличием окончил Московский университет и состоял членом Рязанской Учёной Архивной комиссии (1903г.). Наиболее вероятно следующее этому объяснение.  Имена Богородицы и Христа специально были не упомянуты для того, чтобы не раздражать богоборческую власть.  Именно она  давала команды на сжигание икон и на срубание святых  со стен православных храмов.9 Ценные сведения о Деисусе Пятницкой церкви оставил нам Н.Н.Воронин (1904+1976) —  выдающийся специалист в области древнерусской архитектуры. В 1928 г. он, молодой аспирант, собирая сведения для диссертации, побывал на Толпино. В его дневниковых записях мы читаем: « Деисус был раскрашен у Хр. нимб желтовато-охровый с красными киноварными буквами. В одеждах просматривается бирюзовая краска,  лики тельно — розовые».10

……………………………………………………………………………………………………………………

Примечания1. Пасынков С.В. Граффити – кресты на белом камне церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской // Рязанский богословский вестник, №1, 2012, С.46-52.2. В настоящее время барельефы находятся в Боголюбской церкви с. Семион Кораблинского района Рязанской области.3. Пасынков С.В. Кирпичи с метками от Толпинской церкви Параскевы Пятницы//Материалы пятых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского. Рязань. 2010.С.19-28.4. Альтшуллер Б.А. Бесстолпные храмы XIV века в Коломне// Советская археология, №4, 1977. С.56.5. Легко смывшаяся побелка позволила раскрыть некоторые новые страницы истории Пятницкой церкви. В 1928 г. Н.Н.Воронин пишет , что Деисус был раскрашен ( см. ниже). Службы в храме уже не проводились, а в 1931г. он был полностью разграблен и разгромлен ( из писем о. Павла Красильникова – последнего священника Пятницкой церкви. Материалы собраны и любезно предоставлены внучкой о.Павла Маргаритой Сергеевной Красильниковой). Гонения на церковь усиливались.  И в это время кто то забеливает, тем самым скрывает раскрашенные лики барельефов. В 2010 г. были обнаружены надвратные иконы на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля. Тогда кто то тоже  заштукатурил, тем самым сохранил, а не срубил святые образа. Что касается Пятницкой церкви, то события представляются следующим образом. Прежде чем написать Акт осмотра церкви и отослать в Москву, П.П.Стаханов забеливает толстым слоем барельефы ( конечно посоветовавшись с о.Павлом). Потом дает невнятное их описание. А если кто захочет проверить, то не разберёт что там изображено. Даже сейчас глядя на Архангела (рис.2.1) нам трудно под слоем побелки  различить контуры его крыла и рисунок на нём.6. Новаковская С.М. Камнетёсное дело  Владимиро – Суздальской Руси в XIIXIIIвв.//Советская археология,№3,1986. С.76, рис.3.4.7. Самарянов В. Медный крест-складень, случайно найденный на берегу р.Прони близ церкви с. Толпино, Ряжского уезда// Труды РУАК.1889.Т.IV. С.60-62.8. Стаханов П.П. Акт осмотра церкви // ГАРО №P-5570.Д.32.Л.27.9. В настоящее время хорошо различимы отметки от ударов топором, оставленные на стенах Архангельского храма с. Никитино Кораблинского района Рязанской области. Срублено всё и везде, с низу до верху.10. Государственный архив Владимирской области   ……………………………..

см.(543)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *