Железные связи

Железные связи от церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы Толпинской
(www.history-ryazan)

  
Во время разборки кирпичных стен скотного двора в с.Семион Кораблинского района (бывший Ряжский уезд) были найдены длинные железные полосы. Первоначально на них не обратили должного внимания. Однако, когда нашли полосу с петлеобразным завершением на конце, было высказано предположение, что они от Пятницкой Церкви, что стояла на Толпино. Церковь взорвали в 1935 году. Кирпичи перевезли в колхоз им.Степана Разина села Семион и построили из них скотный двор. В настоящее время, место, где стоял храм отмечено поклонным крестом, а сама территория именуется Толпинским городищем.
Письменных источников о построении Пятницкой церкви не сохранилось. Более красноречиво о древности этого места говорят оборонительные валы и многочисленные археологические находки, сделанные местными жителями вокруг Толпинского городища.1 Наиболее значимой находкой является актовая печать первого Рязано-Муромского епископа Арсения(1198г.).2
Эта и другие археологические находки указывают на то, что уже в 12 веке здесь был город-крепость с обширным посадом. В центре крепости стояла церковь. Такая структура древнерусского города была типична для того времени и носила глубокий символический смысл. Научные публикации последних лет указывают на то, что в древнерусском городе «храм символизировал Небесный град, как бы спустившийся на землю от Бога, то крепость знаменовала собой Земной Иерусалим». «Торговище и посад оценивались в древнерусском городе более приземлено. Торгующих вообще как бы изгнали не только из храма, но и из города-крепости (торг снаружи «града»). Принцып  «товар-деньги-товар» процветал за пределами « града» и не имел к нему ни какого отношения.».3 Не вдаваясь в подробности (тема этой статьи иная), можно с уверенностью переложить вышеизложенные заключения на Пятницкую церковь и Толпинское городище.
На протяжении нескольких столетий Толпинская крепость отражала нападения: то от своих, в междуусобной брани, то от врагов-кочевников. Рушилась и снова возводилась крепость. Страдал от всего этого и храм. За свою историю он пережил не одно восстановление. Последний капитальный ремонт Пятницкой церкви был произведен во второй половине 17 века. На это указывал Г.К.Вагнер, осматривая храм ещё до его уничтожения: «Верх храма относится к 17 веку, в этом нет никакого сомнения».4
Интересна запись о перестройке храма в материалах Рязанской Ученой Архивной Комиссии за 1889год: «на южной стороне церкви, около окна правого клироса, вырезана летописная заметка о построении или перестройки храма, но из всей заметки удобно читаются только следующие слова «…при священноиерее Петре…».5 А он управлял церковью с 1676года.6
На конец 17 века указывает и сама железная полоса с обухом. По архивным данным, оставленным в1933 году директором Сапожковского краеведческого музея П.П.Стахановым, мы имеем точное подтверждение наличия железных связей у Пятницкой церкви. «Всё здание церкви связано вдоль и поперёк пропущенными на различных уровнях железными полосами, как в наружних стенах,  так и во внутренних с заклёпками, так что  представляется как бы монолитными. Такие же железные перевязи связывают купол и арку,как равно все три арки звонницы».7 Возникающее сомнение , что железные полосы взяты от других церквей отпадает, т.к. в близ лежащих сёлах Семион и Незнаново храмы не были разрушены.
Из истории храмостроительства на Руси мы знаем, что связи широко использовались в домонгольское время. Во всех изученных сооружениях использовались деревянные связи. Они изготовлялись из мощных дубовых брусьев, чаще прямоугольной формы. Образуемый ими замкнутый контур , в несколько ярусов, создавал прочный каркас всему строению. Следы древних связей обнаружены в Десятинной церкви, в Киевском Софийском соборе, в храмах Новгорода и в памятниках Владимиро-Суздальской архитектуры.8 Считается , что первые железные связи  были применены Аристотелем Фиорованти в 1470 году при строительстве Успенского собора в Москве.
В начале 15 века на Руси  выплавлялось достаточно своего металла для хозяйственно-бытовых нужд. В результате горения угля и болотной руды в домнице (сыродутный способ) получалась рыхлая ноздреватая крица. Её долго в ручную ковали, предварительно разогрев. В результате получались хорошие ножи, косы, топоры. В это же самое время в соседней Европе  перешли на новые технологии производства металла. Стали использовать домны и водяные молоты. Впервые был получен чугун. В высоком горне-домне шлаки и металл располагались на разном уровне, отчего на выходе он получался наиболее чистым.
Следует отметить, что чугун был известен на Руси с конца 15 века. Его привозили из-за границы и, в основном, он шёл для литья ядер и пушек. Свой первый чугун Россия выплавила в 1636 году. И всё же качество русского металла было не очень высоким. Примечательный исторический факт. В 1630 году кузнецам Устюжны-Железопольской были заказаны спускные решетки для ворот Китай-города в Москве. Сами прутья для решетки были сделаны, но пробить отверстия в них не смогли, т.к. металл разрушался.
Сильно возросла потребность России в качественном металле после разрухи вызванной в нач.17 века польско-литовской интервенцией. Сотнями тонн полосовое железо закупалось в Швеции и ввозилось через Архангельск. Нужны были свои современные заводы. И в 1632 году начинается строительство первых заводов на реке Тулица Тульской губернии. Руководил всем этим голландский купец Андрей Виниус (впоследствии заводы перешли к русскому промышленнику Нарышкину Л.К.). Завезено было новое оборудование и иноземные мастера из Франции, Германии, Голландии. Обязательным условием возвращения их на родину было обучение учеников. Своевременно принятые меры дали результаты. В 1674 году швед Иоганн Кильбургер в своих дневниках сделал следующую запись: «Теперь в Москве делается столько железа, что всё государство может достаточно оным довольствоваться…». В 1716 году первая партия русского железа была ввезена в Англию и весь 18 век и нач.19 века крупнейшим поставщиком железа на мировой рынок была Россия.9
Развитие металлургических предприятий в Рязанской губернии было положено в эпоху преобразований Петра 1. На реке Улус, впадающей в реку Проню в 1715 году  строится первенец, Улусский металлургический завод. Основателями являются купцы Рюмины: отец- Кузьма Наумович Рюмин и его взрослые дети — Панкрат, Яков, Илья.10
В конце 17 века ситуация была несколько иная. Россия только начинала наращивать свою металлургию. Не всё удавалось. Поэтому в некоторых случаях прочность изделий компенсировалась их массивностью. В результате полосы железа в своём сечении  выходили толще, чем у шведов. К этому заключению мы ещё вернёмся.
 Перейдём к рассмотрению наших находок. Во время разборки стен скотного двора было найдено 4 полосы металла. Наверно их было больше, это только те, что зафиксированы автором. Полосу с обухом сохранили. Остальные взяты местными жителями для сдачи в металлолом. На краях полос видны следы от запиливания с последующим отломом. Первоначально целая длина полосы доходила до 5-7 метров. Значит, во время строительства скотного двора железные связи были распилены на небольшие куски. Размеры полос (мм.):с обухом-1500х15х46, отпиленные концы-1500х19х44, 1345х19х70, 1305х16х43 (рис. 1). Многое могли бы рассказать клейма на железе, но их на связях не обнаружено. Необходимо учесть, что к нам в руки досталась минимальная часть металлических изделий от церкви. По имеющимся данным  вокруг храма была железная ограда, стояли фонарные столбы, на окнах были кованные решетки и многое другое, что могло бы указать на дату их изготовления. Но всё это после разрушения храма безследно исчезло. Однако, имеются признаки указывающие на 17 век и на привозной характер металла. Если внимательно посмотреть на обух, то мы увидим, что он загнут по окружности и прикован к полосе. Отчего прикованный конец слегка выступает над поверхностью (рис.3.1). Именно так в 17 веке делали обухи. Пробивать отверстия стали несколько позднее.11
Другой способ позволяющий говорить о датировке – это сравнительный анализ пропорций и сечений самого железа. Воспользуемся данными, собранными архитектором – реставратором М.Б.Чернышовым.12 Дополним их нашими находками (рис.2). Не сложно заметить, что сечения полос от Пятницкой церкви очень близки сечениям импортного железа конца 17 века. Выше мы уже упоминали, что русское железо этого времени выглядело более массивным, чем шведское.
Наличие обуха предполагает существование крюка на другом конце полосы. Эту часть мы не нашли. Таким образом, крюк одной связи вставлялся в обух другой, образуя своеобразные звенья цепи. Такое соединение на древнерусском языке называлось «всуцеп». При строительстве Успенского собора в Москве в 1476г. летописец записал: «Аристотель Пречистые храма по кивоты, еже около еа, сътвори, внутри же стен всуцепы железные положи яко правила на вретенах и между столпов идеже брусие дубовое в наших церквах  то все железно сковав положи».13
Соединение с помощью обуха и крюка часто использовали в железных конструкциях православных храмов. Например: железная связь с внешней стороны ротонды Рождественской церкви(1824-1839гг.) села Перевлес Рязанской области. Другие концы этих связей заделаны в стену и, мы не можем сказать, что это тот самый летописный «всуцеп» (рис.3.2). В храмах 19 века встречаются связи с двумя обухами на конце (рис.3.3). В этих случаях соединение осуществлялось с помощью анкеров-засовов. Такая внутристенная связь обнаружена у Никольского храма (1858-1862гг.) бывшего села Ялмонт Рязанской области.
На основании вышеизложенного можно говорить о том , что при реконструкции Толпинской церкви св.вмц.Параскевы Пятницы было использовано шведское железо конца 17 века. Хотя в России к этому времени выпускалось много своего связного железа, тем не менее, храмоустроители решили отдать предпочтение более дорогому строительному материалу. Ляпуновы, Дуловы, Дашковы были знатными и влиятельными родами- потомками Рюриковичей, которые могли себе это позволить.
 
 
Литература
1. ЧеляповВ.П., ИвановД.А. Толпинское городище и его округа // Древнерусский город в контексте этнокультурных, политических и поселенческих структур. Полевой историко-археологический семинар, Старая Рязань, 17-19 июля 2007 года (в печати); ПасынковС.В. Архитектурно-археологические исследования  Толпинской церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы // Материалы третьих краеведческих чтений памяти В.И.Гаретовского (28 февраля- 1 марта 2007 г.).Рязань, 2008. Стр.22-33.
2. Игумен Серафим(Питерский), монахиня Мелетия(Панкова). Печать епископа Арсения, первого в ряду рязанских иерархов // Рязанский церковный вестник. №3,2007г. Стр.128-131.
3. МокеевГ.Я. Якоже горний Ерусалим // Памятники отечества. №3, 1991г. Стр. 74-81. По книге: Православные храмы. Идея и образ, Т.1. М., 2004. Стр.235.
4. Вагнер Г.К. «Рязань». Альбом. Рязань, 1971г. Стр.26.
5. Труды Рязанской Ученой Архивной Комиссии (РУАК). Т.4. Рязань,1889г. Стр.61.
6. Добролюбов И. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Т.2. Рязань,1895. Стр.344.
7. Стаханов П.П. Акт осмотра церкви. Государственный архив Рязанской области. Р-5570.Д.32.Л.2327. Приношу слова благодарности В.Юрину за предоставленные документы.
8. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси(10-13вв.). С.Пб.,1994. Стр.88-89. Электронная версия: РусАрх.
9. Чернышев М.Б. Клейма на железе в русском строительстве 17-19вв. М.,2007. Стр.8-15.
10. Нагорнов В.П. О номенклатуре Рязанских металлургических заводов // Российский научный журнал. №2. Рязань, 2010. Стр.30.
11. Чернышев М.Б. Указ соч. Стр28.
12. Чернышев М.Б. Указ соч. Стр.48 , илл.5.
13. Полное собрание русских летописей, изданное археографической комиссиею. Т.20. Ч.1. Львовская летопись. СПб, 1910. Стр.319.  По книге Чернышева М.Б. Указ. Соч. Стр.16.
Рис.1 Эскиз железной связи с обухом от  Толпинской церкви св.вмц. Параскевы Пятницы (размеры даны в мм.).
 
 Рис.2. Сечения железных связей 15-17вв.

1.Московский Успенский собор(1476г.)-33х70мм.; 2.Вознесенская церковь в с.Коломенском(1532г.)-60х80мм.; 3.Архангельский собор Московского кремля(1505-1508гг.)-35х75мм.; 4.Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря(1680г.)-52х65мм.; 5.Аптекарский двор в Москве(ок.1674г.)-47х67мм.; 6.Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры, детали конструкции южного крыльца(кон.17в.)-40х65мм.; 7-8.Шведское железо кон.17в., №7-13х64мм., №8-20х50мм.; 9-12. Толпинская церковь св.вмц.Параскевы Пятницы 14в, реконструкция 17в, №9-19х70мм., №10-19х44мм., №11-16х43мм., №12-15х46мм.

3.1

3.2

3.3
 Рис.3. Железные связи от храмов.
                        3.1  Толпинская церковь св.вмц. Параскевы Пятницы (14-17в.);
      3.2 Рождественская церковь с.Перевлес (1824-1839гг.);
3.3  Никольская церковь б.с. Ялмонт (1859-1862гг.).

см.(659)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *