Строительство в Толпино Часовни, Купальни и возведение Креста на источнике св.мч.Параскевы Пятницы

 Фильм про Толпино.mp4   видео с панорамными видами Толпино и Семиона с высоты птичьего полета.

Автор Соколовский Андрей

Осень 2014 года — продолжение работ в Толпинской часовне

Лето 2014 года — продолжение работ в Толпинской часовне 

Август 2013 года — возобновление строительства деревянной часовни в Топино

 

 

Возведение креста на источнике

Между селами Семион и Незнаново на берегу реки Прони видны высокие земляные валы, рвы – все, что осталось от города Неринска. Этот крупный для средних веков город – с кремлем-детинцем, с посадами, кузнечными и другими слободами, во время Батыева нашествия одним из первых на Руси принял бой с врагами. В битве полегли все.

Надо знать, что изначально люди поселялись не в случайных местах, а там, где была польза людям, в выгодных для обмена и торговли местах, близких к ресурсам, или в чтимом месте, святыне. Воды на Руси, слава Богу, всегда хватало, но были и есть святые источники, вода в них не портилась, не протухала при хранении, облегчала или исцеляла недуги, да и просто была очень вкусной. Был и есть такой источник и на Толпин­ском городище. Его никто не объявлял святым, он всегда был таким. И писать о воде, «омывающей кости убиенных», неэтично и нечестно. Повыше источника лет 20 назад собрались, было, некие начальники устроить песчаный карьер. Пригнали бульдозеры, сгребли слой земли, покрывающий песок, подогнали самосвалы, экскаватор. Но, к счастью, нашлись люди, которые остановили это беззаконие. А вот в этом слое земли, что сгребли бульдозеры в кучу, оказалось множество человеческих костей. Вызвали археологов, они провели раскопки, установили, что на этом месте были улицы, жилища, где-то в XVII веке проведено большое захоронение одновременно погибших людей числом около 40–50 человек. Долго после этого кости человеческие желтели в траве, а детки чьи-то череп в местную школу для развлечения притащили. Со временем ямы, оставшиеся после раскопок, местные жители начали использовать для выборки песка и свалки бытового мусора, за кучами той земли удобно стало кое-кому заниматься гулянками. В общем, образовалось то, что именуется как «мерзость запустения». Но свято место пусто не бывает. Три года назад заехали сюда, на первый взгляд случайно, несколько столичных высокопоставленных жителей. Походили, подышали, водицы испили, рассказ о том, что здесь некогда было, внимательно выслушали. Уехали. А потом постепенно, на радость людям, на их средства и с Божьей помощью обустроился источник, появилась лест­ница, купальня, крест резной над источником, преградили бревенчатым частоколом въезд автомобилям. Для того чтобы прекратить загаживание окрестностей, засыпали ямы. Грунт задернили, высадили березки, а кости люд­ские, что снова показались на поверхности, собрали и захоронили неподалеку. Кстати, москвичи собираются организовать и постоянную охрану этого места.

Священник Владимир УДОВЕНКО, с. Семион, Кораблинского района.

«Мещерская Сторона» (Рязань) 34(545) от 26-08-2009

Из истории.

Незадолго до смутного времени на Руси  Толпино  стало имением известного рязанца Захария Ляпунова. Смутное время выдвинуло Ляпуновых, ненавидевших опричных бояр, в народные вожди. Ляпунов стал в Москве во главе бунта против Шуйского, и первый подступил к тому со словами: «Долго ли из-за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашею, положи посох царский, а ты о себе как-нибудь промыслишь». Дело кончилось низвержением и пострижением Шуйского. Вот такие люди были в Толпине и Семионе. Обновление При бывшем настоятеле Семионовского храма решили сделать доброе дело: чтобы защитить купол, накрыли его крышей. Но не очистили от травы и деревьев. Растения, которые остались жить в том замкнутом пространстве, стали своими корнями разрушать купол алтаря. И если бы не вмешательство строителей-специалистов, которые провели все необходимые укрепительные работы — армировали, зачищали, пропитывали защитными слоями, то вряд ли бы лично я увидел очередное настоящее чудо. Из темноты, из сумрака и грязи на свет Божий проступало нечто светлое, одухотворенное, устремленное ввысь. То был алтарь, отреставрированный и готовый к службе. И пусть на полу валялся битый кирпич, а в углу стоял австрийский дизель 1946 года, все равно уже чувствовалось приближение дня, когда тут начнется служба. На улице, перед алтарем, нас ждала икона Боголюбской Божьей Матери. На иконе — знакомые места. Кажись, речка  Проня  ,  Толпино  ? — Это точно! — согласился с моим предположением отец Владимир. — Писали эту икону два выпускника богословского университета, осенью и всего три дня. Краска ложилась на место как никогда. Изобразили именно  Проню  … А как закончили писать, опять пошел дождь. Но люди в Семионе менее благосклонные к своим святым местам, чем природа. Прошлым летом установил отец Владимир вместе с прихожанами поклонный крест. Везде они, у добрых людей, такие кресты. Уезжает человек из села, крестится, чтобы Бог помог, возвращается — опять же крест и поклон. Крест у села Семион простоял два дня. А потом подъехал механизатор на кормоуборочном комбайне, своротил крест и укатил себе прочь. Остатки того истерзанного креста в храме. Его, конечно, восстановит отец Владимир, но пока ждет, когда семионовцы прозреют. У источника Я шагнул вниз по каменным ступенькам, бережно уложенным в крутой бережок отцом Владимиром со товарищи, нагнулся и подхватил ладонью живые струи толпинского святого родника. Вода была на удивление теплой и мягкой. Тут и отец Владимир, сняв скуфью и перекрестившись, преклонил колени перед святым источником. И тоже испил несколько глотков: – Сколько здесь бываю, а все никак не напьюсь, не надышусь, не налюбуюсь. Действительно, красота! Внизу, под нами, терялась в лугах речка Проня. Воздух был прозрачен и чист. Я протянул руку к образу, чуть коснулся его. Мне показалось, что Параскева Пятница улыбнулась чуть печально и торжественно. Но вроде бы как чуток размыта икона?! Вопросительно глянул на отца Владимира. Тот развел руками: — Да кто-то из нынешних вандалов постарался. Мы попытались отмыть, да, видно, крепко грязь въелась. Старался изверг крепко! Да простит меня Господь!.. В прошлом году поклонный крест на краю села Семиона порушили, теперь вот и до иконы добрались. На городище километрах в трех-четырех от Семиона и Незнанова кто-то привез и свалил в крепостной ров машину мусора. А еще одну – недалеко от поклонного креста. То тут, то там — ямки вырыты в земле. Черные археологи с металлоискателями продолжают свое денежное дело, выковыривая все ценное, что осталось в земле, политой кровью защитников большого города от орд Мамая. Все окрест километра на два усеяно костями тех, кто сражался за честь русскую. Потом, после той великой сечи, когда соседняя Рязань была тоже сожжена дотла, еще целых двести лет никаких поселений в Толпине, никаких дел. И лишь три века назад опять засияла куполами церковь Параскевы Пятницы и затеплилась здесь жизнь. Потому что народ в первую очередь опять селился там, где близко источник. А он, этот ключ-родник, завсегда здесь был. Отец Владимир мечтает устроить на источнике купальню и поставить часовню. В память о нашем прошлом, в которое нельзя стрелять из ружья, потому что оно обязательно ответит нам из будущего пушкой… Это еще, если не ошибаюсь, великий Карамзин сказал.                                   

                                                            Юрий ХАРИН, Кораблинский район

см.(772)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *