ГРЕБНЕВО, последние 1,5г.служения о.Павла

В ПОСЛЕДНИЕ 1,5 ГОДА СЛУЖЕНИЯ о.ПАВЛА красильникова 

о.Павел, последняя фотография

О.Павел (Красильников), после того как он вынужденно покинул село Толпино, жил в селе Рождество Христово, недалеко от с.Гребнево, где его приютила богомольная Наталья Суворова, и служил заштатным священником в Христорождественском храме этого села, пока и его не закрыли.  В округе не было действующих храмов. Но, когда  ходатайство местных жителей об открытии церкви в селе Гребнево,   было удовлетворено Советом по делам русской православной церкви при СНК СССР, постановлением от 14 апреля 1945 года,  Павел Яковлевич стал служить в храме Гребнево, но  теперь уже не в честь Рождества Христова, а честь святителя Николая Угодника.   Служить ему оставалось всего 1,5 года, поскольку здоровье его уже было слабое и сил не хватало.   Об истории храма нам известно по следующему документу: 

О Христорождественской церкви  с.Гребнево Старожиловского района (ранее Пронского уезда)

с.Гребнево - Никольский храм (фото до 1964г.)  с.Гребнево - Никольский храм (фото до 1964г.)

    Церковь в селе Гребнево была построена в 1899 году на средства прихожан и разных благотворителей. Зданием деревянная на каменном фундаменте. Каменная колокольня была построена в 1912 году.
     Престол был один – в честь Рождества Христова. Церковной утварью была обеспечена достаточно. По штату при ней состояли – священник и псаломщик. С 1915 года жалования положено было 400 рублей в год. Кружечный доход за 1915 год составил 543 руб.80 коп. Других источников содержания причта не было.
    Земли при церкви усадебной вместе с церковным погостом было 2 десят.800 квадр.саж., пахатной 10 десят.- удобной и 16 десят. 240 квадр. саж. –неудобной, сенокосной неудобной – 3 десят.1600 саж. Всего 32 десят.520 квадр.саж. Вся земля находилась в бесспорном владении причта. Обрабатывалась силами причта и прихожан.
    Дома деревянные для священно и церковнослужителей были построены на церковной усадебной земле в 1909 году  на средства церковнослужителей и составляли их собственность. Церкви также принадлежало кирпичное здание завода и сарая при нем.
     В приходе имелись две каменные часовни, одна в селе Гребнево, другая в деревне Епихине.
     В 1882 году в селе Гребнево была учреждена земская школа, а в 1903 году учреждена также земская школа в деревне Епихине. В 1915 году в них обучалось мальчиков 118, девочек 73. Законоучителем в земских школах был священник села Петр Ильич Быстров.
    В приход села Гребнево входила деревня Епихино, на 1915 год число хозяйств в с. Гребнево составляло – 148, в деревне Епихино – 86, в которых проживало 668 мужчин и 751 женщина.
До 1917 года все церковные здания, строения, земля и имущество принадлежали Русской православной церкви.
    Решения советских органов о закрытии церкви в с.Гребнево в архиве не выявлено, кроме ходатайства жителей от 05 июля 1944 года об открытии церкви в селе, которое и было удовлетворено Советом по делам русской православной церкви при СНК СССР постановлением от 14 апреля 1945 года. Решение Совета об открытии церкви Николая Чудотворца в селе Гребнево одобрено СНК СССР.

Основание: ГУ РО «ГАРО», Ф-627, оп.240, д.58,лл.321-327

 ***

  История служения в Гребнево нашего деда о.Павла Яковлевича    была нам, внукам и внучкам,  не известна. Мы не знали, что наш дедушка служил в Гребнево, куда он пришел из села Рождество Лесное. Не известно было и место его захоронения.  Были попытки искать могилку на кладбище села Рождество Лесное, но не нашли. Думали, что умер в Старожиловской больнице, т.к. много болел, но когда был найден документ, свидетельство о смерти, указывающий, что село Гребнево — место захоронения, направили свои стопы туда.

Свидетельство-о-смерти-Павла Яковлевича

Свидетельство-о-смерти-Павла Яковлевича


 Но где он был захоронен? Наши поиски могилы естественно были обращены на гребневское кладбище, где в советские времена могли хоронить и священников, но эти попытки не увенчались успехом.  Было там обнаружено много старых и заброшенных могил, нашли и руины кладбищенской часовни.
       Но пути Господни не исповедимы. Мы решили попытаться разузнать что-нибудь у местных жителей, для этого выяснили адрес гребневской учительницы истории.  Ей оказалась Нина Михайловна Чапала, добрая и отзывчивая женщина, она внимательно выслушала нашу историю, с сожалением объяснила, что в селе Гребнево местных жителей уже практически никого не осталось и спросить-то не у кого!  Но добавила, что ее свекровь, Мария Дмитриевна Чапала, пожалуй единственная из старожилов села(она приехала с Украины с родителями еще в 1939-1940году), тогда ей было около 20-лет. Она  училась в педагогическом институте, а потом всю жизнь проработала учителем биологии в гребневской школе. Сейчас ей уже был 91 год, она больная и уже не ходящая, лежала на кровати, над изголовьем висели иконы. Удивительно то, что мы пришли именно в тот дом, где могли узнать о нашем дедушке.
 Мария Дмитриевна, узнав о цели нашего визита, с неподдельным чувством радости в голосе  рассказала нам , что она помнит батюшку.  Мы не могли поверить, что нам посчастливилось встретить такого человека, старую учительницу, простую и очень добую женщину, каких много на Руси, которая была очевидицей последних дней жизни нашего дедушки. Она рассказывала, что он  прослужил недолго,  был такой старенький и больной, часто приходил к ним в гости, дружил и любил беседовать с ее отцом Дмитрием, а на Пасху ей, Марии, молодой девушке, принес пасхальное яйцо и угостил конфеткой, и это в трудное и голодное послевоенное время. Всегда добрый и веселый, порадовался, что она учится, Мария ответила, что ведь и он имеет высшее образование, как священник.  

Мария Дмитриевна продолжала рассказывать, что все его очень любили, ходили на службы. Отцу Павлу помогала по службе монахиня Екатерина Старожилова из рязанского монастыря, которая, как оказалось, была еще и теткой по матери Марии Дмитриевны.
Преставился о.Павел первого ноября 1946 года, хоронили третьего ноября. Много народу пришло с ним проститься и из соседних сел, и с детьми   малыми, все плакали и сожалели о потере доброго священника. По воспоминаниям Марии Дмитриевны захоронили батюшку у колокольни храма, пока открыт был храм, это было возможно.  Мария вспоминала этот осенний день,  множество народа и малых детей на руках матерей с грустью.

    Что произошло в 1964 году в хрущевские время богоборчества не трудно догадаться, храм был осквернен и взорван. Взрывали упорно и долго, и только с третьей попытки, по рассказу Анатолия, сына Марии Дмитриевны, богоборцам удалось взорвать колокольню храма.  Ему было тогда лет девять, как и все мальчишки наблюдал с любопытством за этим процессом. До уничтожения храма мальчишки лазили по опустошенному храму и забирались на высокую колокольню. Он и рассказал о могилке, которая как он помнит, имела зеленую ограду, но без могильного холма и креста.  После уничтожения храма на этом святом месте или рядом был построен административный корпус колхоза им.Ленина и трудно теперь определить, где именно было захоронение  священника.

 

внучка прот.Павла Красильникова   Маргарита Сергеевна Овсянникова (в девичестве Красильникова)

…………………………………………………………………………………………………….

 
…………………………………………………………………………………………………….
с.Гребнево - Никольский храм (фото до 1964г)
прот. Петр Ильич Быстров (1870-1929)
Данную заметку написал правнук Петра Ильича Быстрова – Даниил Геннадиевич Наумов [https://scholar.google.com/citations?user=pMYvqbQAAAAJ]. Согласно сохранившейся у него выписки из метрической книги Христорождественской церкви села Гребнево, до Петра Ильича священником в ней был Симеон Егоров Сахаров, умерший 20 июля 1909 года в возрасте 32 лет от «горловой чахотки». Найти какие-либо упоминания о С.Е. Сахарове в Интернете не удалось.
9 сентября 1909 года службу уже вёл отец Пётр.
Протоиерей Пётр Ильич Быстров (1870-1929) – сын и внук дьячков Преображенской церкви села Канищево Рязанской губернии, окончил духовное училище и духовную семинарию в Рязани. В 1898 году женился на дочери священника, выпускнице Рязанского епархиального училища Антонине Ивановне Звуковой (1880-1944). У них родилось восемь детей. Пётр Ильич служил священником в сёлах Тарасово (до 1909 г.) и Гребнево Пронского уезда Рязанской губернии. Был благочинным 3-го округа Пронского уезда, членом совета Рязанской духовной семинарии и членом Пронского отделения епархиального училищного совета. Получил звание потомственного почётного гражданина Российской империи. Был законоучителем в земских школах села Гребнево и деревни Епихино. По его проекту был построен деревянный дом священника в с. Гребнево и при нём была пристроена каменная колокольня к Христорождественской церкви в с. Гребнево. После portret-petra-ilichaоктябрьского переворота 1917 г. он продолжил службу в своём приходе до самой кончины. Принимал участие в публичных диспутах с представителями новых властей, обвинялся в антисоветской агитации, подвергался аресту. Похоронен рядом с церквью в с. Гребнево.
А вот воспоминания о Петре Ильиче его старшего сынапрофессора Алексея Петровича Быстрова (1899-1959): «Мой отец, сельский священник, постоянно был чем-нибудь занят, мы всегда видели его за работой. Он столярничал, изготовляя прекрасные дубовые столы, шкафы, этажерки, комоды. Они были настолько прочно и точно сделаны, что у них в сырую погоду ящики не выдвигались, а дверцы не закрывались. Это, разумеется, вызывало неудовольствие матери, которая не могла пользоваться шкафами и комодами ни весной, ни осенью. Отец работал на токарном станке, сделанном им самим, и вытачивал на нём по своим рисункам ножки для столов и колонки для этажерок. Он сам сделал фотографический аппарат и часами сидел в подполье, занимаясь проявлением негативов. Он увлекался пчеловодством и сделал несколько красивых и прочных ульев, по своему напоминающих дома, в которых пчёлы почему-то не хотели жить. В огороде он развёл различные сорта хороших турецких табаков. Здесь же он на другой год посадил несколько гряд самой пролетарской махорки. Через два года все его табаки перекрёстным опылением перемешались настолько, что получился один общий сорт — что-то вроде турецкой махорки… Отец очень недурно рисовал карандашом и даже масляными красками. Он владел и переплётным мастерством, и вся его духовная библиотека была снабжена кожаными переплётами. Он был не чужд и музыки. Он сам сделал небольшую фисгармонию и играл на ней херувимские Бортнянского и Турчанинова, подпевая при этом не сильным, но приятным тенорком.»
…………………………………………………………………………………………………….

1933-1935ГГ.-СВЯЩЕННИК ЖДАНОВ МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ, РАССТРЕЛЯН В 1937Г.

Жданов Михаил Павлович (29.10.1880-17.10.1937) — священник с. Жданов М.П.Гребнево Старожиловского района

Жданов Михаил Павлович
Год рождения 1880
Место рождения Рязанская губ., Ряжский у., с.Агломазово
священник

Собор Новомученников и Исповедников Российских, в Бутове пострадавших.    Из   полного списка пострадавших за веру Христову и Церковь в Бутове — данные на 07.05.03  

[http://www.orthodoxy.stnikolas.ru/newmartyres/butovo_list_date.html]

священник Михаил — Жданов Михаил Павлович (1880 — 17.10.1937), Рязанская губ., с. Шереметьево-Песочня,Троицкая ц.

ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ [1]

Служение

Рязанская о., Рязанский у., с.Шереметьево-Песочня, Троицкая церковь
священник
Год окончания 1930
День окончания 11
Месяц окончания 1

Аресты

Рязанская о., Рязанский у., с.Шереметьево-Песочня
Год ареста 1930

День ареста 11
Месяц ареста 1

Осуждения

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
29/01/1930
Приговор 3 года концлагерей

Кончина

1937
День 17
Месяц 10
умер в заключении (расстрел?)

Реабилитация

Кем реабилитирован По Указу Президиума ВС СССР от 16.01.1989
По году репрессий 1930

Заявители

иеромонах Серафим, Панкова Татьяна

(c) ПСТГУ. Факультет ИПМ

Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 8.8.1937-19.10.1938. -М.

[http://www.sakharov-center.ru/asfcd/martirolog/?id=22706&t=page]

Жданов Михаил Павлович (29.10.1880-17.10.1937) — священник с. Гребнево Старожиловского района
Священник Михаил Павлович Жданов родился 29 октября 1880 года в с. Агломазово Ряжского уезда в семье псаломщика. Среди Ждановых были и псаломщики, и диаконы, и священники. Однако повзрослевший Михаил сначала работал почтальоном в имении с. Карпово Раненбургского уезда (в 1896-1900 годах). Потом, в 1904 году, закончил Скопинское духовное училище.

По окончании училища, 15 января 1904 года, после испытания в Рязанской духовной консистории, Михаил Жданов Преосвященным епископом Владимиром (Благоразумовым), епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, был направлен исполняющим должность псаломщика в церковь Рождества Богородицы с. Ново-Александровка Скопинского уезда. В 1907 году он был утвержден в этой должности. В 1909 году, сдав экзамен в Рязанской испытательной комиссии, был посвящен в стихарь. 12 февраля 1910 года, после сдачи экзамена в той же комиссии, был определен во диакона к Покровской церкви деревни Роговой, приписанной к селу Дурному Пронского уезда. Состоя псаломщиком в Ново-Александровке Скопинского уезда, работал секретарем Иоанно-Предтеченского братства. Был лектором и заведующим библиотекой-читальней Иоанно-Предтеченского общества трезвости. Отец Михаил принимал активное участие в просветительской работе среди населения.

За содействие чиновнику особых поручений при Министерстве внутренних дел С.Д.Бондарю при производстве обследования секты духовных христиан отцу Михаилу было преподано архипастырское благословение Преосвященного Димитрия (Сперовского), епископа Рязанского и Зарайского. Это было 25 июня 1912 года.

У отца Михаила к тому времени была большая семья: жена, пятеро детей и отец Павел Никонорович, который служил заштатным псаломщиком. ( Уп. 1873 – Жданов Павел, дьячок (по штату 1873 – сверхштатный) Никольская церковь (Агламазовско–Серезевский приход)

В 1929 году ОГПУ арестовало отца Михаила по 58-й статье. В это время он жил в с. Шереметьево-Песочня Рязанского уезда. В постановлении об аресте утверждалось, что «священник Шереметьевского храма обратился к своим прихожанам с просьбой помочь ему уплатить церковную страховую сумму, которую он самостоятельно выплатить не мог из-за отсутствия средств». Женщины поддержали батюшку и решили собрать средства на храм, хотя председатель сельского совета запретил им это делать.

6 января 1930 года в селе должно было произойти собрание женщин по поводу коллективизации. Однако «свободные гражданки» решили, что создание колхозов к хорошему не приведет и отказались участвовать в коллективизации. Виновным в срыве собрания объявили отца Михаила Жданова: «По селу Шереметьево-Песочня, Северо-Рязанского района Рязанского округа, в начале января месяца с. г. стали распространяться слухи, что в связи с проводимой кампанией по коллективизации закрываются церкви, запрещено крещение детей, колхоз является барщиной, жены там будут общие, и еще ряд нелепых слухов, каковые распространяются в большинстве случаев женщинами, находящихся под влиянием священника Жданова М.П… Жданов, используя религиозный дурман, своей агитацией сумел настолько привлечь женщин на свою сторону, что после 9 января с. г. на собрании женщины по вопросу о коллективизации пытались сорвать вторично собранное после срыва первого собрания…» «Не будем мы работать с антихристами, будем со святым отцом Михаилом, где он, там и мы». «Ему Бог дает и нам даст, за него…»

Дело священника Михаила Жданова было передано на рассмотрение особого совещания при коллегии ОГПУ 29 января 1930 года. Отец Михаил был приговорен к трем годам концлагеря. Отсидел два года и восемь месяцев.

По возвращении из заключения отец Михаил до 1935 года служил в Гребневской церкви Старожиловского района. После того, как церковь была закрыта, жил в д. Епихино, так как остался без прихода. Но паству не оставил.

8 сентября 1937 года отец Михаил был вновь арестован и обвинен «в активной контрреволюционной деятельности». В анкете арестованного — запись о состоянии здоровья отца Михаила: «Порок сердца, эмфизема легких, отсутствие правого глаза и другие». Отец Михаил отрицал причастность к тому, в чем его обвиняли. 9 октября 1937 года «тройка» при УНКВД СССР по Московской области приговорила его к расстрелу. 17 октября 1937 года приговор был приведен в исполнение.

Татьяна Шустова. Из истории разрушенной Троицкой церкви села Шереметьево-Песочня

Сейчас в селе Гребнево строится новая церковь, недалеко от места разрушенной церкви. Заложен фундамент, строительство продолжается с Божией помощью. Обращаемся ко всем желающим помочь добрым людям с просьбой о пожертвовании.  «Да не оскудеет рука дающего», и это правда — деньги всегда возвращаются к тому, кто не жалеет их для нуждающихся во Славу Божию.

Старожиловские просторы

Пожертвование на строительство Христорождественского Храма села Гребнево Рязанской области Старожиловского р-на

Гребнево - начало строительства храма

Гребнево — начало строительства Христорождественского храма

Место проживания: с.Гребнево, Рязанской области ДОБРЫЕ ЛЮДИ! К Вам, с просьбой о помощи обращаются жители с.Гребнево, Рязанской области, Старожиловского района. Когда-то гордостью нашего села была церковь, но в 60-е годы ее варварски разрушили. В 2000г. у нас образован и зарегистрирован приход Христорождественской церкви. Уже несколько лет, мы пытаемся возродить церковь, но к сожалению, без посторонних пожертвований мы этого сделать не можем. Село наше стоит на трассе. Огромный поток машин проходит вдоль села. Случается много аварий, в которых погибает в основном молодежь. Построив церковь, мы надеемся, что вера в Бога поможет нам избежать многих бед. Поэтому, обращаемся ко всем, кто может помочь нам материально в постройке церкви, а жители будут молиться за всех, кто не останется равнодушным и откликнется на нашу просьбу.
Адрес : 391152, РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СТАРОЖИЛОВСКИЙ РАЙОН, село ГРЕБНЕВО Местная религиозная организация православного Прихода Христорождественского храма с.Гребнево, Старожиловского района, Рязанской области, Рязанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Тел.:  49151-2-85-43 РО ПРИХОД ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКОГО ХРАМА С ГРЕБНЕВО, краткое описание предприятия Дата регистрации: 24 Октября 2001г,Название: православный Приход Христорождественского храма с.Гребнево Старожиловского района Рязанской области Рязанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Местная религиозная организация, ИНН: 6221002374 , ОКПО: 57402126 , ОГРН: 1036200001969, Виды деятельности: 391152, РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ, СТАРОЖИЛОВСКИЙ РАЙОН, С ГРЕБНЕВО, Собственность религиозных объединений.       

 

см.(1324)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *