САПОЖОК, Свистовы

Свистовы

1. Феодор Иоаннов — г. Сапожок (Успенский собор) Сапожковский уезд (1819 — 1837)

в 1819-1834 был смотрителем Сапожковского духовного училища, являлся протоиереем Успенского собора в Сапожке

2. Иоанн Феодоров †1894    Священник села Троицкое (Дегтяные Борки) Сапожковского уезда (с 1843 г.). Награжден камилавкой (1872/73, №21). Уволен от должности помощника благочинного (1878, №4). Перемещен на священническую вакансию в село Верхнее Маслово Зарайского уезда (1886, №17). Уволен за штат (1886, №20). Умер (1894, №5).

3. Федор Иоаннов- учитель латинского языка Сапожковского духовного училища.

27 апреля 1916 года венчался в церкви села Толпино города Сапожка Скорбященской церкви псаломщик Сергей Фёдорович Свистов, первым браком, 31 год с дочерью скопинского мещанина Владимира Ивановича Коблова, Клавдией Владимировной Кобловой, 21 год, первым браком.

Поручителями при их венчании были: от жениха деревни Дубовой крестьянин Адриан Демидович Демидов и деревни Лужков крестьянин Тарас Васильевич Новичков; от невесты – деревни Дубовой крестьянин Никанор Пантелеймонович Муравьёв и 208 запасного полка прапорщик Иван Фёдорович Свистов.

Таинство венчания совершал священник Павел Красильников и псаломщик Михаил Высотский.                      627-262-172-174 (№2).

ДРЕВО, РОДОСЛОВНАЯ

ДРЕВО КРАСИЛЬНИКОВЫХ и СВИСТОВЫХ (1-ая половина)

ДРЕВО, РОДОСЛОВНАЯ

ДРЕВО КРАСИЛЬНИКОВЫХ и СВИСТОВЫХ (2-ая половина)

РОДОСЛОВНОЕ ДРЕВО

 

г.САПОЖОК


Происхождение названия — Сапожок.
Почти у каждого, кто впервые слышит о существовании нашего городка, его название — Сапожок — вызывает неподдельный интерес.  В наше время существует по этому поводу несколько версий. Большой энтузиаст — краевед, организатор в 1920 г. краеведческого музея, заслуженный врач РСФСР П. П. Стаханов считал, что название города связано с одной из старых площадей Москвы — Сапожковской, в одной из церквей которой находилась древняя икона Богоматери в красных сапожках. Якобы полковые и беломестные казаки, переведенные оттуда на службу в Сапожок, дали такое название и самой крепости. Однако установлено, что Сапожковское городище, т.е. крепость Сапожок, возникло на основе древнего Городища. А если Сапожок как поселение существовал до основания крепости, то оно должно было носить какое-то название. Перемена же названия поселения в связи с прибытием служилых людей маловероятна. Вторая версия связывает возникновение слова Сапожок с постепенным изменением названия реки Пожва (Пожва — Са-Пожва — Сапожква — Сапожок). В русском языке мы знаем немало таких изменений. Но эта версия отвергается полностью. Нужды в таком изменении слова не было, так как и тогда существовало слово Сапожок, так называлась речка. Третья версия широко ходит среди населения. Смысл ее: кто-то из царей (то ли Иван Грозный, то ли Борис Годунов) потерял здесь сапог. Нам удалось установить истоки этой версии. Ход ей дал собственный корреспондент газеты «Рязанский вестник», который прикрываясь псевдонимом «Слово», в номере третьем от 3 июля 1905 г. в статье «Из летописи об уездном городе», издеваясь над тем, как отмечалось трехсотлетие Сапожка, с фельетонным настроем писал: «Так, всем, конечно, знаком рассказ, как царь Борис Годунов лет триста тому назад утерял свой опашень, шапку и сафьяновый сапог в непролазных грязях и буераках этой местности, почему город и получил название одного из этих предметов». И, наконец, четвертая версия связывает название города Сапожка с речкой Сапожок, начинающейся в селе Малый Сапожок и впадающей в самом Сапожке в речку Машку. Это подтверждается несколькими источниками. В «Новом и полном географическом словаре Российского государства или лексиконе» Л. М. Максимова говорится: «Сапожок, с 1778 года город Рязанского наместничества, прежде бывший Московской губернии Переяславля Рязанского провинции, лежит при реке Сапожке, от которой и наименование свое имеет». Такого же толкования придерживаются: М. Баранович, составитель справочника «Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба» С-П 1860 г., И. Добролюбов («Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…» Рязань, 1888 г.), И. И. Проходцев («Календарь Рязанской губернии на 1905 год» Рязань, 1905 г.) и другие.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:  Сапожок возник в XVI—XVII веках как военный пограничный городок Русского государства. Дата, принятая за дату его основания, является довольно условной. Трёхсотлетие посёлка официально отмечалось 22 мая 1905 года, тогда за дату основания был принят 1605 год — последний год царствования Бориса Годунова, по велению которого якобы и был основан Сапожок. Такой вывод был сделан Н. В. Любомудровым в статье «Местно-географические древности в Рязанской губернии»:

Основание Сапожка приписывается царю Борису Годунову, после чего он действительно упоминается по разрядным росписям 1615 года в числе пограничных укра́инских укреплений. Но, вероятно, Сапожок существовал ранее и Годуновым был только возобновлён; в писцовых Сапожковских книгах 1627—1628 гг. при описании его укреплений показано, что они построены были на городище, то есть на месте, где ещё прежде того существовал город, почему и сам Сапожок называется там Сапожковским городищем.

 Историк-краевед Рязанского края, профессор Н. П. Милонов указал:  «Город Сапожок возникает в XVI веке при Иване IV в черте оборонительной ряжско-сапожковской засеки, входившей в систему оборонительных рубежей Московского государства. Основой для возникновения города в XVI веке являлось древнее Сапожковское городище и многочисленные окружающие это городище древнерусские селища».

Впервые описание города было дано в 1627 году московским дворянином, воеводой Сапожка Г. Ф. Киреевским, составителем межевых книг по городам Данкову, Сапожку, Ряжску, Рязани. В писцовых книгах 1627—1628 годов указано, что Сапожок состоял тогда из укреплённой части города — острога, с шестью башнями, из которых две башни имели проезжие ворота, а четыре башни глухие. Острог был окружён рвом и земляным валом, который представлял собой неправильный четырёхугольник окружностью 630 сажен. В укреплённой части города была Пятницкая деревянная церковь, за пределами острога находился посад, где было две деревянных церкви — Соборная и Никольская.

В 1758 году во время большого пожара город Сапожок был полностью уничтожен — сгорел острог, все три церкви и посад. Всего, по свидетельству историка Соловьева, сгорело 122 двора.

В 1780 году Екатерина II утвердила Генеральный план застройки города. Сапожок официально становится административным, экономическим и культурным центром огромного по территории и населению Сапожковского уезда. По данным на 1 января 1913 года площадь Сапожковского уезда составляла 357332 десятины, а население — 228085 человек. В конце XVIII века было построено пять каменных храмов. В 1820 году открыта первая в уезде больница. В 1816 — приходское духовное училище, которое затем уездным. С сентября 1868 года начались занятия в высшем земском мужском училище с трёхгодичным сроком обучения — оно готовило учителей для начальных школ.

В начале XX века в посёлке появились каменные двухэтажные особняки купцов — Сапожок превратился в типичный купеческий городок.

Все наши прадеды окончили Сапожковское духовное училище.

Сапожковское духовное училище, открытие которого относится к 3 сентября 1816 года, располагалось в двух усадьбах площадью 696 кв. сажень (1 сажень — 2 м 13 см).

Усадьбы из толстого дубового леса, сараем и банею были куплены у коллежской советницы Дарьи Ильиной фон-Гаузен за 1900 руб. ассигнациями. После 1827 года были некоторые перестройки и возобновления. 

В 1829 г. под весь училищный корпус и флигель был подведен кирпичный фундамент.

В 1852 году училище было преобразовано: приходское отделение упразднилось, училище стало уездным и состояло из низшего, среднего и высшего отделений. 

В училище изучались: катехизис (изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов), русская грамматика, арифметика, греческий и латинский языки, география, церковный устав и церковное пение.

При Сапожковском духовном училище никогда не имелось казенных квартир, поэтому сироты и бедные ученики получали денежное пособие, присылаемое из правления Рязанской семинарии, и жили на квартирах у городских жителей.

Дети, имеющие родителей, также жили на квартирах на деньги, получаемые от родителей. В 1874 году ветхое здание означенного училища случайным образом сгорело, но взамен его уже красовалось рядом выстроенное в 1870 году каменное здание, существующее теперь и стоящее на наивысшей точке общей площади Сапожка. В 1918 году училище было расформировано. ( Материалы с сайта Музей школы № 1 города Сапожок)


СПРАВОЧНАЯ КНИЖКА Рязанской губернии на 1873 год, АДРЕС — КАЛЕНДАРЬ и справочные сведения, 1873 г.

VII. САПОЖЕК И УЕЗД,                                                                              В г. Сапожке 1 полицейская часть, 4 прихода,  а в уезде: 2 стана, 2 мировых по крестьян. деламучастка, 32 волости,    260 сельск. общ., 3 земских врачебных участка, 4 судебных пристава, III округ акцизн. управления, 5 судебных мировых участка, 2 судеб. след., 4 благочиния,   63 сельских прихода.

Духовное училище.            Смотритель, окончивший курс в Московской духовной академии         Алексей Егорович Исаев.    Помощник его, студент семинарии Павел Васильевич    Флоров.

Учителя:   Русского и церковно-славянского языка, студент   семинарии Александр Евсеевич Вишневский.     Греческого языка, студент семинарии Арсений Федорович   Знаменский.

Латинского языка, студенты семинарии:     Федор Иванович Свистов.  Михаил Иванович Поспiьловъ.   Арифметики и географии, студент семинарии Петр  Григорьевич Примогенов. Чистописания и церковного пения, коллежский  Регистратор Иван Алексеевич Сабчаков.

КУСТАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И РУЧНОЙ ТРУД В РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ    Обилие земли, плодородие почвы, почти не требующей удобрения, придало сельскому населению этой полосы характер чисто земледельческий. Урожаи не только обеспечивают ему годовое продовольствие, но дают и избыток, которым восполняются остальные его потребности. При таких условиях, конечно, не может развиться сколько — нибудь заметно промышленный дух народонаселения, потому что нет главной побудительной причины недостатка в средствах существования. В самом деле, коренные уезды этой полосы губернии: …, Сапожковский,.. крайне бедны промыслами и ручными производствами.

Кирпичное производство существует в с. Александровке Сапожковского уезда. Это единственные, известные в губернии кирпичные заводы, находящиеся в деревнях.

Гончарное производство существует …Сапожковского уезда во многих селениях Морозово — Борковской волости.

В Канинской волости, Сапожковского уезда, крестьяне с. Канина занимаются изготовлением полозьев и саней. Полозья, ободья и колеса изготовляются также крестьянами села Путятина и деревень Покровской и Екатериновки Путятинской волости того же уезда.

Бондарное и бочарное производство. Ушаты, ведра, бочки. Это производство встречается в Сапожковском уезде в селениях Коровках, Лукмосе и других.

Молотильные машины изготовляются крестьянами с. Смыкова, Сапожковского уезда, и смежных с этим селом деревень. Производством молотилок занимаются 11 мастеров.

Лубовый и лыковый промысел существует в тех местах, где есть необходимый для этого лес, именно в Сапожковском и Ряжском уездах в с.с. Путятине, Пустотине и дер. Лубе.

см.(1948)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *