Последние события, встречи и публикации

установлена памятная доска митр.Никифору Асташевскому в с.Курбатово.

22 сентября 2019

Никифор (Асташевский) (1848 – 1937),  митрополит Новосибирский и Барнаульский  в миру, Николай Петрович Асташевский, родился 15 (27) мая 1848 года в селе Курбатово Ряжского уезда Рязанской губернии.

Отец владыки Никифора, священник Пётр Иванович Асташевский, был рукоположен в 1830 г. и проходил служение в церкви Косьмы и Дамиана Ассийских (ныне храм Рождества Пресвятой Богородицы) села Курбатова Ряжского уезда. В 1853 году, по призыву епископа Томского и Енисейского Парфения, перешёл на служение в Томскую епархию. Таким образом, и его сын Николай становится сибиряком.

В сентябре 2019 года в селе Курбатово Кораблинского района Рязанской области установлена памятная доска Никифору Асташевскому: «В сем святем храме Рождества Пресвятой Богородицы принял крещение уроженец с. Курбатово выдающийся иерарх Русской Православной Церкви Никифор (Асташевский), митрополит Новосибирский и Барнаульский (1848 – 1937)

 

В Христорождественском храме села Гребнево совершена первая литургия

17 февраля 2019.

Каменный храм в честь Рождества Христова в селе Гребнево Старожиловского района существовал с 1899 года, но спустя несколько десятилетий он разделил скорбную участь большинства других церквей в России. Он был закрыт и в 1964 году взорван. Спустя 50 лет, в  2014 году, состоялась закладка капсулы строящегося здания церкви.

17 февраля 2019 года в новом Христорождественском храме была совершена первая Божественная Литургия. Службу возглавил благочинный Старожиловского округа протоиерей Илия Коростелев в сослужении протоиерея Димитрия Еремушкина и настоятеля храма иерея Александра Рожкова.

Возведение  в селе нового храма началось в 2010 году, недалеко от  того места, где стоял его предшественник. В настоящее время храм достроен, но отделочные работы завершены только в алтаре, а остальная часть здания ожидает завершения работ. Несмотря на это, к большой радости прихожан, с благословения митрополита Марка с февраля текущего года Божественная литургия в Христорождественском  храме будет совершаться регулярно.Официальный сайт Рязанской Епархии http://www.ryazeparh.ru/index.php/news/5138-v-khristorozhdestvenskom-khrame-sela-grebnevo-sovershena-pervaya-liturgiya

IMG0213
IMG0231
IMG0276
IMG0293
IMG0299
IMG0301
IMG0304
IMG0312
IMG0328
IMG0331
IMG0350

…………………………………………………………………………….

Рязань 2017г.

………*……………………………………………………………………………………………

 Гребнево

     5 ноября 2016 г. в с.Гребнево  Старожиловского района состоялось освящение поклонного Креста. Крест установили на месте, где стоял храм, в память о священниках, служивших в Христорождественском (Никольском с 1945 г.) храме  и двух священниках, похороненных у храма.   С 1899  года построения  до уничтожения храма в 1964г прошло всего 65 лет. Много событий произошло с того времени: революция, война, закрытие и разрушение храма. Теперь место, где стояла церковь, выглядит совершенно по-другому.  Уже ничто не напоминает, что здесь стоял храм. Так быть не должно. Ведь самое страшное это забвение своей истории, своих церквей, предков, потому что без памяти прошлого не может быть и будущего. Поклонный Крест — это напоминание о годах гонений на церковь и священниках, пострадавших за веру православную.

  Чин освящения совершил  о.Димитрий (Еремушкин) – благочинный Старожиловского района.  На торжестве присутствовали, кроме местных жителей, внуки и правнуки священников, похороненных у храма в с.Гребнево:   Красильниковы и Быстровы.

После освящения Креста о.Димитрий совершил литию о всех упоминаемых священниках – прот.Павле Красильникове, прот.Петре Быстрове, свящ.Михаиле Жданове (причислен к лику святых Новомученников и Исповедников Российских в Бутове пострадавших ), свящ.Симеоне Сахарове, служивших в с. Гребнево.

    Выбор места и установка поклонного Креста стали возможным благодаря активному участию жителей села, особенно учителей местной школы, а также администрации села и личного участия председателя ООО им. Ленина Трепалина Алексея Николаевича.

***************************************************************************

НАЙДЕНА БИБЛИЯ О.ПАВЛА

24 апреля 2016 года в праздник Входа Господня в Иерусалим по благословению протоиерея Анатолия Лазарева состоялась передача Библии о.Павла Красильникова его внучке.

Передача БИБЛИИ

Эту книгу хранила старейшая прихожанка Вознесенского храма Рязани Нина Васильевна Кудинова (1936 г/р). На встречу с Ниной

На встрече

Васильевной в Рязань приехала внучка о.Павла Маргарита Сергеевна с мужем Андреем Валентиновичем и младшей дочерью Натальей. Нина Васильевна тепло приняла родственников священника, которому принадлежала книга и рассказала её историю.

В начале 90-х годов 20 века, когда Вознесенский храм был передан епархии, Нина Васильевна стала его прихожанкой и принимала активное участие в его восстановлении. Тогда же в храм ходила пожилая женщина по имени Параскева. Она была больна и, когда уже не могла бывать в храме, Нина Васильевна стала ухаживать за ней дома. Фамилии Параскевы и кем она была, Нина Васильевна не помнит. Знает только, что у неё было два взрослых сына, а жила она в районе улицы Затинной. У Параскевы было много духовных книг, часть которых перед смертью она передала Нине Васильевне.

Библия о.Павла

Среди них была Библия 1882  года издания в кожаном переплёте с дарственной надписью на форзаце:   «О.Андрею Апрелову на молитвенную память отъ иерея Павла и болящей Веры Красильниковых.»

Дарственная надпись на Библии о.Павла

Откуда у неё эта книга, Параскева не рассказывала.

На обороте: Сия библия куплена ещё в IV классе семинарии в 1888 году.

Нина Васильевна передала Библию в дар внучке и выразила радость, что книга вернулась в семью. Со своей стороны Маргарита Сергеевна подарила Нине Васильевне Псалтирь на молитвенную память и рассказала о своём деде. Нина Васильевна удивилась, что они оказались земляками.  Нина Васильевна родом из деревни Толкачи Пронского района. А объединило их село Чулково, где в церкви Введения Богородицы с 1812 года служил 40 лет  свящ.Митрофан Моисеевич Красильников, и где родился свящ. Яков Митрофанович — отец прот.Павла Красильникова.

Нина Васильевна предположила, что её родители могли ходить в этот храм, т.к. в Толкачах церкви не было. В советское время Введенский храм был закрыт, а вскоре разрушен. Местные жители прятали у себя в домах храмовые иконы, священные сосуды и облачения. Нина Васильевна об этом знала. Поэтому, когда восстанавливали Вознесенский храм в Рязани, по благословению настоятеля о.Анатолия (Лазарева) поехала в родные места с надеждой найти храмовые иконы. Тогда местные жители рассказали, что в окрестные деревни приезжали из Москвы и вывезли две машины икон и утвари. Но кое-что всё же осталось на родной Рязанской земле.

Из села Чулково Нина Васильевна привезла четыре храмовые иконы.

икона из с.Чулково -ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ

Её любимым образом до сих пор является Спас Вседержитель. Также были привезены писаный образ Целителя Пантелиемона, икона Тайной Вечери и образ Святителя Николая в серебряной ризе с украшениями, который стоял в алтаре Чулковского храма. Заботами настоятеля храма протоиерея Анатолия Лазарева иконы были отреставрированы и размещены в храме Вознесения господня города Рязани.

икона из с.Чулково -св.Пантелеимона

Образ Святителя Николая украли из храма, позарившись на дорогую ризу и украшения. Иконы Спаса Вседержителя и Целителя Пантелеимона до сих пор пребывают в Вознесенском храме. Икону Тайной Вечери разместили над Царскими Вратами крестильного храма во имя бессеребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана при Вознесенском храме.

 

 

 

 

 

 

*********************************************

краеведческие чтения памяти прот. В.И.Гаретовского 2016г

Последний священник Пятницкой церкви с. Толпино — Павел Яковлевич Красильников.

М.С. Овсянникова (Красильникова), С.В. Пасынков

ХРАМ

Не одно столетие на берегу реки Прони в  с.Толпино (быв. Ряжский уезд) стоял храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Его возведение можно отнести к 12-13 вв., ко времени когда ещё только формировалось Русское государство. По археологическим сведениям на Толпино располагался город-крепость. К настоящему времени сохранились оборонительные валы и ров между ними. В Кораблинском краеведческом музее хранятся «свидетели» тех далеких времен : наконечники стрел, копий, боевой топор, предметы быта, женские украшения.[1] По летописям город Толпино не упоминается. Вероятно его первоначальное название забыто. В 1237 г. орды Батыя шли на Старую Рязань. Всё, что стояло на их пути разрушалось и сжигалось. Полностью была уничтожена и крепость на Толпино.

Со временем город вновь отстраивается, возводятся крепостные стены, восстанавливается церковь. Наибольший расцвет город приобретает в период правления великого князя Олега Рязанского (1350-1402 гг.) . Изменила свой облик и Пятницкая церковь. Из Веневских каменоломен (в настоящее время Тульская обл.) завозится белый камень, приглашаются искусные мастера –камнерезы и Пятницкая церковь приобретает величественный вид, не уступая храмам Москвы и Владимира. Об убранстве Толпинского храма можно судить по белокаменной резьбе и барельефам, хранящимся в Рязанском музее «Древлехранилище» .[2]

Bezimeni-2.jpg
Толпинская Пятницкая церковь после разорения, 1933 г.

Свое назначение города-крепости Толпино выполняло вплоть до кон.16 – нач. 17 вв. По письменным источникам в 1586 и 1592 гг. приходили грабить крымские татары «на Резанские  места к Пятнице в Толпино».[3] В период польско-литовских захватчиков крепость так же защищала рубежи русского государства. О кровопролитных боях вновь говорят археологические находки: ядро от пушки, обломанное перекрестие от сабли, мятая гирька от кистеня – оторвавшаяся во время удара по вражеским доспехам. [4] Вероятно Пятницкая церковь пострадала в этот период. Известно , что её восстанавливали и в 1626 г. и в конце 17 века.[5] При этом упоминаются храмоустроители: рода Ляпуновых, Дуловых, Дашковых.[6] К середине 17 столетия границы отодвигаются южнее, Толпино утрачивает своё военное назначение и в 18-19 вв., оно значится как село Ряжского уезда Рязанской губернии.

Революционные события начала 20-го столетия вновь подвергли Толпино испытанию. Беда пришла откуда не ждали, на этот раз от своих. Храм был закрыт, разграблен и окончательно разрушен в 1935 г. Из камней церкви в соседнем селе построили скотный двор. Прошли многие десятилетия, и уже в наше время стараниями о. Владимира Удовенко и помощью людей и благотворителей скотный двор разобрали. Из полученных кирпичей в с. Семион построили Пятницкую часовню, как память о Толпинском храме и героическом прошлом города-крепости.

РОДОСЛОВНАЯ

Протоиерей Павел Красильников – принадлежал к роду Красильниковых, все члены которого на протяжении 300-х сот лет служили священниками на Рязанской земле. Это один из многочисленных родов священнослужителей благословенного края, которые, как рядовые служители церкви, следовали православным традициям и проповедовали веру Христову. Родоначальники священнического рода трех поколений жили, служили и были захоронены в селе Красильниково Спасского уезда и по традиции тех времен взяли себе фамилию по названию села. Следующие поколения священников Красильниковых служили и в других уездах: Пронском, Спас-Клепиковском, Сапожковском и Ряжском.

История служения священников Красильниковых начиналась с конца 17 века в селе Красильниково (Красильники) Спасского уезда. Деревня стала селом, когда была построена церковь. Построение Сергиевской каменной церкви в селе Красильниках относится к 1688г. Строителем ее считают помещика Феодора Григорьевича Вердеревского. Само село — вотчина знаменитого рода Головниных — военных моряков, земских деятелей, немало послуживших России.[7]

Священнический род Красильниковых земли Рязанской

Священнический род Красильниковых земли Рязанской

И.Добролюбов упоминает следующих священников, служивших в селе   Красильники Спасского уезда:

Никифор Васильев рукоположен 20 апреля 1692 г;

Автоном рукоположен 17 сентября 1743 г. Умер в 1746г;

Нестор Автономов рукоположен 20 октября 1746 г;

Пётр Автономов упоминается в 1751 г;

Моисей Нестеров упоминается с 1779 по 1807г;

Карп Моисеевич упоминается с 1807 по 1834 г.[8]

Из ревизских сказок так же известны некоторые данные жизни священников Красильниковых. Родоначальником рода был Автоном Красильников, далее служили в селе свящ.Красильниковы: дети о.Автонома –о.Нестор и о.Петр, сын о.Нестора – о.Моисей и сын о.Моисея — о.Карп до 1834года, т.е. четыре поколения служили в селе Красильниково и были там захоронены.[9]

Известно также, что дети Моисея Несторовича учились в Рязанской духовной семинарии и потом служили и в других уездах. Так сын о.Моисеяо.Митрофан был назначен в село ЧулковоПронского уезда, о.Леонтий – в село Курбатово – Ряжского уезда, диакон Филипп – в село Смыково  Сапожковского уезда, Симеон Моисеевич был направлен на учебу в Петербургскую духовную академию, произведен в кандидаты в 1814г и потом определен в Рязанскую духовную семинарию профессором математики.[10] Известно, что все священники, служившие в Сергиевском храме были захоронены в церковной ограде Сергиевского храма. Удивительно, что память об иереях Красильниковых сохранилась через уход за их могилами. Об этом нам рассказала местная жительница пенсионерка краевед Татьяна Григорьевна Бурова. Еще ее бабушка, потом ее мама и она сама с детства чистили могилы «батюшек Красильниковых». В советское время конечно уже не было ни крестов, ни оград и сами могилы сравнялись, но эти места не трогали, никого не захоранивали.

Священник Митрофан Моисеевич – мой прапрадед. Родился в 1788 году в селе Красильники Спасского уезда. Обучался в Рязанской Духовной семинарии до курса богословия.1 июня 1812 года посвящен к Введенской церкви Пронского уезда с. Чулково в священника грузинским митрополитом Григорием. Умер 9 ноября 1861 г., погребен на приходском кладбище с.Чулково.[11]

Bezimeni-5.jpg
Яков Митрофанович Красильников и Мария Романовна(Долгова),1883г.

Яков Митрофанович Красильников – мой прадед, родился 23апреля 1835 в селеЧулковоПронского уезда.[12]14 июля 1858г., по окончании курса богословских наук в Рязанской Духовной семинарии,был уволен с аттестатом второго разряда.8 октября 1858г. Преосвященным Смарагдом был определен священником в село Телятники Пронского уезда к храму Казанской Божьей Матери. 24 мая 1872 года Преосвященнейшим Алексием Яков Митрофанович был перемещен в село Толпино к храму Святой мученицы Параскевы. 2 февраля 1874 года награжден архиепископом Алексием набедренником. 15 февраля 1874 году Преосвященным Алексием преподано благословение за пожертвование 350 рублей серебром на устройство нового иконостаса в Толпинской Пятницкой церкви. [13]

30 июля 1886 года указом Духовной консистории за № 5089 был назначен исправлять должность благочинного, каковую проходил до 3 октября.В 1895 году утвержден законоучителем в церковно-приходской школе.2 декабря 1896 г. епископом Михайловским Полиевктом уволен по собственной просьбе за штат.Умер Яков Митрофанович 16 ноября 1901 года от апоплексического удара. Погребен 19 ноября на приходском кладбище. Погребение совершал священник села Незнаново Николай Маков с псаломщиком Михаилом Высотским.[14]

Был женат на Марии Романовне Долговой, 1843 г.р., дочери священника Богословской церкви с. ЯгодноеСапожковского уезда.[15]

О.ПАВЕЛ

Мой дедушка -сын священника, Якова Митрофановича Красильникова и Марии РомПавел Яковлевичановны урожденной Долговой. Родился 14, крещен 15 января 1872 года в Казанской церкви села Телятники Пронского уезда Рязанской губернии.

Священник Пятницкой церкви с. Толпино Павел Яковлевич Красильников , 1910 г.

« Восприемниками при его крещении были: села Дурное священник Василий Моисеевич Иссопов и господина Любавского жена Варвара Алексеевна Любавская. Таинство крещения совершал священник села Дурное Василий Иссопов с дьячком Сергием Лебедевым».[16]

В 1872 г. о. Яков Митрофанович переводится на служение в с. Толпинок храму святой великомученицы Параскевы Пятницы. В Толпино переезжает и вся его семья, сыну Павлу отроду тогда было несколько месяцев. Повзрослев, он в 1884 г., поступает учиться в Скопинское духовное училище, а затем с 1885 по 1891 гг. учится в Рязанской духовной семинарии. Свое служение о. Павел начал 3 октября 1891 г. псаломщиком в Скорбященской церкви города Сапожка. Затем определяется архиепископом Феоктистом на дьяконскую должность в Боголюбскую церковь села Семион Ряжского уезда.

В этот период происходит важное событие в жизни о.Павла: венчание в Пятницкой церкви с Верой Федоровной Свистовой. Ему было 20, ей -18 лет. Вера Федоровна родилась в семье учителя Сапожковского духовного училища.«Поручителями при их венчании были: от жениха – псаломщик села Столпово Ряжского уезда Григорий Яковлевич Красильников и деревни Лужки (прихода села Толпино) дворянин Николай Егорович Никонов; от невесты – села Семион священник Иоанн Житов и села Незнаново дьякон Иоанн Сахаров. Таинство венчания совершал священниксела Трехсвятское Василий Орлов с псаломщиком Михаилом Высотским».[17] В семье Красильниковых родилось 13 детей ( четверо умерли в младенчестве). В то время такие многодетные семьи были обычным явлением.

Bezimeni-5-2.jpg
Вера Федоровна Свистова и Павел Яковлевич Красильников, 1892 г.

В течении нескольких лет о.Павел преподавал в школе села Семион, а так же в женском и мужском училищах.[18] Наконец настал главный момент в жизни Павла Яковлевича – принятие священнического сана. В декабре 1896 г. епископом Михайловским Полиевктомон рукополагается во священники и определяется к служению в Пятницкую церковь с. Толпино.[19] Мог ли о. Павел думать, что его и его семью, совсем в недалеком будущем, ожидают тяжкие испытания. А пока он все силы отдавал служению Богу, людям, семье. За свои труды о.Павел был отмечен церковными наградами: грамотой, набедренником, скуфьей.

Эти скудные биографические данные конечно же не дают представление об о.Павле, как о человеке. Вся жизнь его была связана с Толпино и Семионом, где он вырос, учился, женился, служил и учительствовал. Сельский священник в повседневной жизни преодолевал потрясающие трудности, нес свой крест. Основная задача, которая стоит как перед настоятелем сельской приходской церкви – это духовно-нравственное воспитание прихожан, паствы, в основном крестьян села Семион, дер.Новопоселенный Рог, Лужки и других прилегающих деревень. Служение в церкви, исполнение треб, проповедование Слова Божия, православных заповедей, личный пример смирения перед житейскими невзгодами и трудностями крестьянской жизни – вот те инструменты в руках у сельского пастыря.

Религиозно-нравственная атмосфера культивировалась и сохранялась на протяжении многих десятилетий именно настоятелями прихода храма. Даже лихолетия всех страшных событий, когда духовный кризис, как большая язва распространился по всей стране, не могли истребить в потомках те морально-нравственные основы, которые были заложены в наших предках. Об этом говорят те старики села Семион, которые помнят своих родителей и воспитаны ими на этих основах.

ЛИХОЛЕТЬЕ

На долю о.Павла и всей его семьи выпало множество испытаний в годы Красного террора и гонений на священство. Храмы закрывались, священники арестовывались, семей лишали средств к существованию.Обычно , чтобы закрыть храм священников облагали большим земельным налогом, который был многим не по силам.   У Красильниковых были небольшие участки земли не только в Толпино, но и в селе Семион, что досталось от родителей. Пожертвования в  Пятницкий храм были минимальны. Этого еле-еле хватало,чтобы прокормить большую семью, не говоря уже об уплате налогов.

В конечном итоге  о.Павелв сентябре 1928 года прекратил служить в храме. Есть сведения, что была даже попытка его ареста, но сельчане священника отстояли. Положение сложилось критическое: нечем кормить семью. У Красильниковых было подсобное хозяйство, скотина, куры,сад.  Вероятно, всё отобрали за уплату налогов или просто раскулачили.Все дети вынуждены были разъехаться: кто к родственникам в Москву, Анатолий в Ряжск, Сергей в Рязань в первую советскую школу ( в настоящее время школа №1 им.В.П.Якимецкой).

ИЗГНАНИЕ

Прожив немного один, о.Павел в марте 1930г. окончательно уезжает из Толпино. В селе Рождество Лесное о.Павла приютила богомольная Наталия Суворова. Дом, где они проживали сохранился до настоящего времени. В селе, на высоком месте, стояла Христорождественская церковь. После войны, в 1946 г., её постигла печальная участь. Как и многие другие храмы, она была взорвана, а кирпичи пошли на хозяйственные нужды. В этой церкви о.Павел и стал служить с января 1931 года.

В документах Рождественского сельского Совета имеется протокол заседания сельской учетной комиссии от 16 января 1931 года, в котором указано: « Имеется вновь прибывший священник Красильников Павел, начал свою службу… И никаким налогом не обложен, так как он прибыл сюда один и земельного надела не имеет .»[20] Находясь вдали от родного села Толпино  о. Павел сильно переживал за состояние разгромленной Пятницкой церкви. В письме к директору Сапожковского музея П.П.Стаханову  читаем: «… и она бедная стоит безприютная и разрушающаяся». Тяжело пережил о.Павел известие о разграблении Пятницкой церкви. Состояние его усугубилось болезнью и тяжелым материальным положением. В одном из писем появляются слова: «поболел немножко», «нужда настоящая наступает». Павел Яковлевич не жаловался, просто хотел объяснить своему другу, что не может много писать, «т.к. оплата почтовыми знаками… мне не посильна».[21]

Вера Федоровна - с Анатолием, Павел Яковлевич - с Шурочкой
Священник Павел Яковлевич с женой Верой Федоровной и детьми, 1903 г.

В селе Рождество Лесное о.Павел жил до 1945 года и служил в храме в звании уже протоиерея. К нему приезжали его дети — Александра, Борис с женой Клавдией и грудной Галиной и, наверное, приезжала жена — Вера Федоровна. Времена были страшные, люди боялись доносов, арестов и поэтому молчали. Только этим можно объяснить почему не было в семье разговоров о дедушке о.Павле, кем он был, где жил. Словно большие замки были на устах наших родителей, нам говорили, что дедушка был учителем. Но фотографии и письма все-таки сохранились у Александры Павловны и Бориса Павловича и этот семейный фото архив теперь можно увидеть на сайте «ИСТОРИЯ ХРАМА ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ПАРАСКЕВЫ ПЯТНИЦЫ, СЕЛО ТОЛПИНО РЯЖСКОГО УЕЗДА».

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Отец Павел Красильников жил в селе Рождество Христово и служил заштатным священником в Христорождественском храме этого села до 1945 года. Но, когда ходатайство местных жителей об открытии церкви в селе Гребнево, было удовлетворено Советом по делам русской православной церкви при СНК СССР, постановлением от 14 апреля 1945 года, Павел Яковлевич стал служить в селе Гребнево, но теперь уже в Никольском храме.[22] Служить ему оставалось всего 1,5 года, поскольку здоровье его уже было слабое и сил не хватало.

О трудностях, лишениях, болезнях в последние годы жизни о. Павла можно только догадываться, так как мы, внуки, к стыду нашему ничего не знали о дедушке, не знали даже когда и где он был захоронен, ведь на похоронах родных не было! А когда начали искать документы и свидетелей о его последних годах жизни, то с удивлением и неожиданной радостью находили их. Но ведь прошло уже 65 лет после смерти о.Павла. Какие свидетели?

Первой свидетельницей была жительница села Рождество Лесное Жарова Нина Павловна 1916г.р., умерла в 2014г. Она помнила его «старенького», видно уже больного и немощного. Показала дом, где его приютила богомольная Наталия Суворова. Второй свидетельницей была старая учительница биологии в селе Гребнево Мария Дмитриевна Чапала. Вот как это было.История служения в Гребнево нашего деда о.Павла Яковлевича была нам, внукам и внучкам, доподлинно не известна. Не известно было и место его захоронения. Были попытки искать могилку в с.Рождество Лесное, думали, что умер в Старожиловской больнице. Далее в архивах находим документ, указывающий на село Гребнево[23].Итак, наши поиски могилы естественно были направлены на гребневское кладбище, где в советские времена могли хоронить и священников, но и они не увенчались успехом. Много было старых и заброшенных могил. Следует сказать, что и храм в с. Гребнево не сохранился. Он был взорван в 1964 году.

Но пути Господни неисповедимы. Летом 2011г. мы решили попытаться разузнать что-нибудь у местных жителей, для этого выяснили адрес местной учительницы истории. Ей оказалась Нина Михайловна Чапала, добрая и отзывчивая женщина. Она внимательно выслушала нас.Из разговора выяснилось, что она проживает со своей свекровью Марией Дмитриевной Чапала, которой уже был 91 год. Она приехала в село Гребнево с семьей с Украины примерно в 1939-41г, была молодой девушкой 19-20 лет. На вопрос: « Помнит ли она о.Павла ?», Мария Дмитриевна сразу вспомнила старенького священника, который служил в Христорождественской церкви. Служил он с апреля 1945г. с монахиней из Рязанского монастыря Екатериной Старожиловой. Екатерина Старожилова — тетка Марии Дмитриевны по матери, т.е. родственница.

О.Павел часто приходил к ним домой в гости и с отцом Марии часто и долго беседовал, а с Машей всегда был приветлив и старался угостить ее конфеткой или сказать ласковое слово. Мария Дмитриевна вспоминала их разговор об образовании, когда о.Павел порадовался, что Маша учится в педагогическом институте, а Маша отметила, что у о.Павла тоже есть высшее образование — духовное! Как-то на Пасху он принес Пасхальное яйцо, крашенное в луковой шелухе, оно было спрятано под епитрахилью, он любил радовать и веселить Машу, часто с ней шутил. Также Мария Дмитриевна вспоминала, что о.Павел и мон. Екатерина искали себе в помощники дьякона, и вот пришел один дьякон, но батюшка поговорил с ним и не дал согласия, мол и сами управимся. Оказалось, что он увидел в нем пристрастие к пьянству. Так они продолжали служить вдвоем, батюшку все очень любили, он был очень добрым. Но прослужил он не долго, через год заболел, а 1 ноября 1946 преставился.

Никого из детей на похоронах не было, об этом видно никто и не знал. А за двенадцать дней до его кончины 19 октября 1946г в Москве умерла его жена Вера Федоровна Красильникова (Свистова) от крупозного воспаления легких. Ее похоронили на Калитниковском кладбище. Были: сын Леонид, дочери Александра, Зинаида, внучка Галина. О том, что о.Павел похоронен в селе Гребнево стало известно по свидетельству о смерти, а из рассказа Марии Дмитриевны услышали, что захоронили его около храма, как полагается, в облачении, справа от колокольни, и было очень много народу с округи и даже с маленькими детьми.

Сама Мария Дмитриевна, после нескольких встреч с нами, внуками о.Павла, через полтора года, 29 декабря 2012 г., тоже умерла. Я ее за эти встречи успела полюбить за ее доброе сердце и добрую память. Благодарю Господа, что он даровал нам встречу с ней и она успела нам рассказать историю последнего года жизни моего деда, о.Павла.

Литература и примечания.

1. Челяпов В.П. Толпинское городище и его округа.// Рязанский богословский вестник.№1.2014.Стр.103-120.
2. Монахиня Мелетия (Панкова), Пасынков С.В. Толпинский храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы (к вопросу о времени его построения)// Рязанский богословский вестник.№1.2013.Стр.4-35.
3. Юрин В.А. Первые письменные упоминания о Пятницкой церкви на Толпино//Материалы восьмых краеведческих чтений памяти В.И.Гаретовского.Рязань.2013.Стр.202-203.
4. Авторы приносят слова благодарности работникам Кораблинского краеведческого музея и лично директору Н.Е. Фатюшиной, за помощь в изучении археологического материала.
5. Государственный архив г. Владимира. Материалы любезно предоставлены В.А. Юриным.
6. Самарянов В. Медный крест-складень случайно найденный на берегу реки Прони близ церкви села Толпино Ряжского уезда. // Труды Рязанской Ученой Архивной Комиссии. 1889.Т.4.№3.Стр.60-62.
7. Бурова Т.Г. Головнины.Спасск.2010.Стр.4-19; Головнины.Вып.3.Спасск.2012. Стр.13-94.
8. Добролюбов И. Историко –статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.Т.4. Стр.246; ГАРО.Ф.1129.Оп.32.Д.179.Л.336; ГАРО.Ф.129.Оп.7.Д.67.Л.460.
9. ГАРО.Ф.129.Оп.1.Д.29.Л.511;ГАРО.Ф.129.Оп.32.Д.179.Л.336.
10. ГАРО.Ф.280. Оп.1Д.32.Л.234.
11. ГАРО.Ф.627.Оп.247.Д.134.Книга 48.Л.16.
12. ГАРО.Ф.627.Оп.247.Д.85.Л.45-2.(№18).
13. ГАРО.Ф.627.Оп.240.(Ряжский уезд).Д.20.Л.195.
14. ГАРО.Ф.627.Оп.262.Д.171.Л.50.(№12).
15. Гаро.Ф.627.Оп.262.Д.80.Л.262.(№8).
16. ГАРО.Ф.627.Оп.247.Д.161.Л.3.(№1).
17. ГАРО.627.Оп.262.Д.60.Л.250.(№5).
18. ГАРО.Ф.627.Оп.240.(Ряжский уезд).Д.40.Л.261.
19. ГАРО.Ф.627.Оп.240.(Ряжский уезд).Д.43.Л.251.
20. ГАРО.Р.43.Оп.1Д.126.Л.22.22об.
21. Письма. Личный архив Красильниковых.
22. ГАРО.Ф.627.Оп.240.Д58.Л.321-327.23. Свидетельство о смерти гр. Красильникова Павла Яковлевича. Личный архив Красильниковых.

Статья опубликована в сборнике «Материалы одиннадцатых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского» (23-24 апреля 2015г. // Рязань. 2016г.

см.(249)