На нынешнем пустыре ещё в начале прошлого века стояла Пятницкая церковь — древнейший памятник архитектуры. В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» за 1885 год есть запись, что Пятницкая церковь в селе Толпино «до самых сводов сложена из белого камня и по архитектуре своей принадлежит к числу древнейших церквей в Рязанской епархии. Говорят, что находилось в ней много древних рукописей, которые все были истреблены по недостатку места для хранения их. На стене церковной видны следы надписи, сильно пострадавшие от времени».Археологи заинтересовались Толпинским городищем в 1990 году — раскопки показали, что город-крепость возник здесь в ХII веке. В те времена граница удельного Пронского княжества проходила на юге по берегу Прони, отделяя его от Дикого поля, откуда то и дело приходилось отражать набеги кочевников-половцев. Краеведы предполагают, что южные границы Пронского княжества защищал город-крепость Неринск или Нериньск, место которого и называют Толпинским городищем. Археологи обнаружил остатки жилищ, обломки керамики, стеклянных браслетов и прочих вещиц, применимых в быту. Очевидно, в те времена жизнь здесь била ключом: шла торговля, работали кузнецы, гончары и ювелиры.Местонахождение летописного Нериньска — одна из загадок истории Рязанского края. Первую карту региона нарисуют спустя шесть веков после первого упоминания легендарного городка в Ипатьевской летописи. Судя по её тексту, в 1147 году «Святослав вернулся к Лобыньску, оттуда двинулся к Нериньску, затем переправился через Оку и встал». Вот, в общем-то, и всё, что известно о древнем рязанском городке. Ясно, что это был значимый пункт. Летописи обычно были скупы и упоминали только особо важные детали. Известно же по данным археологии, что Батый уничтожил десятки рязанских городов, а в летописи упоминания удостоились только четыре — Рязань, Пронск, Ижеславец и Бел. Где находился летописный Бел — вообще неизвестно, равно как непросто отыскать исчезнувший Нериньск. Скорее всего, он скрывается среди сотни обнесённых земляными валами городищ и, судя по летописям, находиться может где угодно. Однако краеведы Коновалов и Хохлов решили, что Толпинское городище на правом берегу Прони и есть тот самый исчезнувший город. А вот Пётр Петрович Семёнов Тян-Шанский был более осторожен в суждениях; так и писал: «Где находится Нериньск, указать затруднительно, единственное подходящее к нему по названию село Неретино находится на реке Ранове, а в семи верстах к северу от села на реке Проне стоит погост Толпин с остатками валов от древнего укрепления». Отсюда знаменитый путешественник сделал осторожный вывод: «если это и был Нериньск, то роль его, как укрепления на полпути между Пронском и Рязанью близ водного пути на Ряжский волок, становится понятной». Под Рязанью, конечно же, понималась Старая Рязань, а с Пронском в эпоху бездорожья её соединяла река Проня. Водный путь хоть и длиннее прямого примерно в полтора раза, но во многом проще.Особую силу во все времена имели те города, которые были построены на стратегически важном перекрестье торговых путей. Богатейший центр Китая Гонконг взмыл до запредельных высот именно потому, что англичане сумели здесь воспитать своеобразную торговую прослойку среди неуступчивых жителей Поднебесной, а с тем и наладили торговлю. Большинство мощнейших центров планеты опять же — порты, что Шанхай, что Роттердам — торговые морские ворота всей Европы, что Гамбург, что Санкт-Петербург. Видимо, и Нериньск рос и богател как местный центр торговли. Потому как обосновался невдалеке от впадения в Проню её правого притока Рановы. А по Ранове поднимались в Хупту, а из Хупты по Ряжскому волоку перетаскивали грузы и ладьи в Рясу, а по Рясе спускались в Дон. Значит Нериньск был одним из тех городов, которые являлись связующим звеном между бассейнами Оки и Волги, то есть Каспийского моря, и Дона, то есть Азовского и Чёрного морей и мирового океана в целом. И когда археологи извлекают на Старой Рязани осколки греческих амфор, в которых перевозили масло и вино, отыскивают яркие сирийские бусы и другие элементы заморского добра, а иные искатели древностей обнаруживают по Оке монеты боспорского царя Савроматата и клады арабских дирхемов, нужно понимать, что торговые караваны подобного имущества, возможно, и с китайскими шелками, проходили мимо Нериньска, где, вероятно, усталые купцы и останавливались для отдыха и торговли.Дальнейшая история Нериньска неизвестна. Неясно, когда и по какой причине город погиб и был заброшен. Какое-то время жизнь здесь ещё теплилась под видом села Толпино. Но и села давно уже нет, а о былом могуществе напоминают лишь две линии высоких валов и глубоких рвов, мощь которых однозначно указывает на былую значимость города тех времён, когда арабы называли Русь Гардарикой, то есть страной городов.Впервые же запись о Толпино появилась в княжеской грамоте 1303 года с указанием «толпинской дороги» и представителя княжеской власти — «толпинского волостеля». Незадолго до Смутного времени Толпино стало имением Захара Ляпунова — брата предводителя первого русского ополчения Прокопия Ляпунова. История запомнила, как он первым подступил к Шуйскому во время организованного против него бунта со словами: «Долго ли из-за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твоё правление, сжалься над гибелью нашей, положи посох царский, а ты о себе как-нибудь помыслишь». Чем дело кончилось, все помнят, — Захарий Ляпунов с товарищами насильно постриг Шуйского в монахи и свёз в Чудов монастырь. Сделал доброе дело Ляпунов и в Толпино — помог возвести Пятницкую церковь.После храм верой и правдой служил три столетия. Но с приходом советской власти Пятницкую церковь разрушили окончательно — кирпичи пошли на строительство свинарника. В 1960-х годах разгромили бульдозером и местное кладбище. В Кораблинском краеведческом музее можно увидеть плинфу толщиной 3,5 сантиметра, найденную в середине 1960-х годов на месте Пятницкого храма. Летом 2010 года во время осмотра фундамента колхозного строения в селе Семион был обнаружен барельеф с изображением святого, а также белокаменные тёсаные блоки.В 1960-х годах удалось пообщаться со старожилами окрестных сёл. Колхозник из деревни Лужки Матвей Филиппович Зайцев 1876 года рождения поведал, что его прадед рассказывал ему, будто в Толпине не было коренного населения, помимо служилых людей, да церковного причта. «Лишь во время нападения врагов люди толпами сбегались в него из окружающих селищ. А бои в Толпине были большие. Весь народ, находящийся в нём, принимал участие. В дремучих лесах вокруг крепости заготовляли дубовые круглые кряжи, складывали в крепости у валов и во время боя, когда враги лезли на них, их скатывали вниз и губили много нападающих», — рассказывал старик. Вспоминая всё слышанное за свою жизнь о городище-крепости, колхозник из деревни Слободки Григорий Фёдорович Шиманов 1880 года рождения, рассказывал: «Неправильно крепость Толпино называть, в древности она называлась Толкино, потому что в ней происходили большие бои русских с неприятелем. Сражались врукопашную, толклись в этой крепости, потому так и называлась. Для защиты крепости наши предки выстругивали трёхгранные дубовые брусья, набивали в них длинные острые гвозди и бросали их в боях под ноги осаждающих врагов, чем выводили из боя немалое количество воинов и коней. Тяжелые круглые дубовые брёвна скатывались со стен крепости. На идущих на приступ и уничтожали их тяжестью скатывающихся кряжей. Применяли и старинные маленькие пушки, из которых стреляли по два человека: один направлял её, другой же поджигал через дырочку сверху находящийся в ней заряд. Из этих пушек в дождливое время нельзя было стрелять. Давно это было, когда в ней жил татарский князь Шиман. Вот и моя фамилия Шиманов говорит о том, что мои предки принадлежали этому князю Шиману, и так осталась наша фамилия по имени этого татарского князя. Слышал о том, что позже здесь был монастырь, а какой — не знаю. Из него поспешно хотели вывезти по реке Проне на барже много ценностей, но будто перегрузили её и она затонула. Сильный бурлящий поток-водоворот под стенами крепости, где Проня ударялась в Толпинский бугор, поворачивает чуть ли не в обратную сторону, на север, повернул эту баржу. Ничего не удалось спасти. Что затонуло в глубине вод, а что было унесено сильным течением… От стариков своих слышал, что был найден медный старинный крест, пролежавший очень много веков в земле. А когда его нашли — я не знаю».Медный крест-складень, действительно, был найден на берегу Прони у Толпинской церкви. Об этом имеются записи в Рязанской архивной комиссии конца XIX века.
Филимон Павлович Зотов из деревни Лужки 1883 года рождения, рассказывал, что церковь в крепости древняя, ей семьсот лет, а может быть и больше. «Строили её, — говорил мой дед, — богатыри… Рассказывали нам предки, будто у церкви в Толпино была настоящая колокольня. Её почему-то хотели перевезти. Нагрузили на баржи и то ли от перегрузки, то ли по другой какой причине, они затонули в Проне на большой глубине». Федот Емельянович Зайцев 1897 года рождения уроженец деревни Лужки говорил, что когда был ещё молодым, старики из его семьи рассказывали, что толпинской церкви более трёх сотен лет. «Само здание в старину было выше. Теперь оно ушло в землю много своим основанием. Позже пришлось, после этой осадки, перестилать и выше поднимать полы в ней. До наших дней в народе живет предание, будто толпинскую церковь строили богатыри и перебрасывались молотками с богатырями, строящими Никитинскую церковь, — рассказал Зайцев.
Сказать, что жизнь на Толпинском городище исчезла вовсе, будет неправильно. Валы захватил душистый ковёр из хатьмы, зовущейся в народе мальвой, и нивяника, в простонародье — большой ромашки.
В центре древнего городка высится избушка-часовня недавней постройки. Гости и местные на городище частенько захаживают ещё и потому, что рядом в основании склона долины Прони выбивается источник.
Его территория обустроена — имеет удобный подъезд, оборудована купальней и утопает в цветах, заботливо высаженных вдоль ступеней каменного спуска. Источник, как и разрушенный храм в Толпино, носит имя Параскевы Пятницы, известной тем, что в юности она дала обет безбрачия и посвятила себя православной вере, за что и была казнена язычниками. Люди верят, что святая мученица охраняет семейное счастье и способна исцелить от душевных и телесных недугов. Мест, связанных с именем святой великомученицы Параскевы Пятницы на Рязанской земле немало, и одно из таких — источник у села Толпино. Приезжают к нему за водой даже москвичи, хоть путь и не из близких. От Рязани по Ряжскому шоссе нужно проехать 76 километров до села Незнаново, в селе будет поворот на Семион — указатель покажет 7 километров. На полпути и покажется Толпинское городище, а вслед за ним и грунтовка на родник. Ну а если описания окажется недостаточно, воспользуйтесь координатами 54,036 с.ш., 40,131 в.д.