Толпино — место воинской славы русских людей.
С.В. Пасынков
Толпино — место воинской славы русских людей.
В течении своей многовековой истории Россия вынуждена была защищаться и давать решительный отпор врагам , вторгшимся на её территорию. Тысячи и тысячи русских воинов сложили свои головы защищая родную землю. Вечная им память. В России имеется много славных мест , где русские люди проявили героизм и мужество . На Рязанской земле ,одним из таких мест является Толпино.
Сражения на Толпино шли начиная с ордынского нашествия и в плоть до 17 в. смутного времени. В тринадцатом и последующих столетиях Рязанское княжество находилось на окраине Руси. Там проходила граница со степью, дальше кочевники , орда. Рязанская земля первая приняла удар войск Батыя. В 14 в. Рязань участвовала в между усобицах и враждовала с Москвой, а в 16-17 вв. испытывала набеги крымских татар и нашествие поляков.1
В настоящее время небольшой участок земли, на берегу реки Прони, значится как Толпинское городище и является памятником археологии 11-17 вв. В 19 веке Толпино числилось селом Ряжского уезда, а с 1929 г. вошло в состав новообразованного Кораблинского района Рязанской области.
В разное время, разными людьми изучалось Толпинское городище. Но это были отдельные фрагментарные исследования. Наиболее полную и обобщающую работу провел рязанский археолог В.П.Челяпов.2 В 11-12 вв. Толпино представляло из себя хорошо укрепленный город : с севера и с юга возвышались оборонительные валы с крепостными стенами. С двух других сторон – обрыв к реке и овраг с водой. В центре города стояла белокаменная церковь во имя вмц. Параскевы Пятницы.3
Вероятно в 1237 г. город разрушили и полностью сожгли полчища Батыя, двигавшиеся на Старую Рязань. Толпино стояло на пути их движения.4 Разрушению подверглась и Пятницкая церковь. Эти высказывания подтверждаются сведениями местных краеведов. В 60-х годах прошлого столетия на городище брали песок для строительства дороги, в результате чего южные валы срыли. В нижней части вала, на срезе земли, просматривался толстый слой золы.5 Вероятно это последствия пожара 1237 г. Но самое главное – с верху золы лежала земля, а значит вал был насыпан, построена крепость и город возродился. А ведь многие города Древней Руси так и не восстановились после разорения. Они или исчезли совсем, или превратились в села.
Свидетельством возрождения города –крепости на Толпино является восстановление храма Параскевы Пятницы. В Рязанском епархиальном музее «Древлехранилище» имеются белые камни от Пятницкой церкви, с резьбой характерной для 12-13 вв. На одном из блоков видны следы цемянки, указывающие на до монгольский период строительства.
Важным моментом является наличие кладочного раствора на поверхности самого орнамента. Это говорит только об одном – данный камень использовали вторично: т.е. когда начали восстанавливать храм, камень с орнаментом просто положили в стену, гладкой стороной наружу. И этому казалось бы странному действию, имеется простое объяснение – не было мастеров камнерезов что бы изготовить недостающую резьбу, а храм восстанавливать надо.
Летописных сведений о первых боевых столкновений на Толпино не сохранилось. Единственными свидетелями тех суровых времен являются многочисленные предметы вооружения, найденные как на самом городище так и в его округе. Это в первую очередь наконечники копий и стрел (рис.1 ). Особым разнообразием отличались наконечники стрел : листовидные (рис.1,1,5), бронебойные четырехгранные и треугольной формы срезни (рис.1,2). Если листовидные наконечники предназначались для поражения легко защищенных воинов, то бронебойные пробивали и кольчугу и панцирные доспехи врага, а срезень наносил глубокие смертельные раны как самим всадникам так и их лошадям. Другим предметом вооружения , найденным на Толпинском городище, является боевой топор( рис.1.3). По мнению специалистов, топоры использовали больше пешие воины ,чем всадники.
Толпино связано с выдающимися военачальниками своего времени : в первую очередь с вел. кн. Олегом Рязанским. Мы знаем , что он строил монастыри, храмы и укреплял границы своего княжества. Анализ белого камня Толпинской Пятницкой церкви показал, что его добывали в каменоломнях в районе г. Венева.6 В настоящее время это Тульская область, а в 14 веке, при вел. кн. Олеге Рязанском данные территории входили в состав Рязанского княжества.
Эти выводы позволяют нам, с большой долей вероятности, назвать человека, занимавшегося организацией добычи белого камня и его доставкой в глубь Рязанского княжества. Имя этого человека Салахмир – бывший татарский мурза, принявший православие ( в крещении Иоанн, в схиме Иосиф) и ставший верным и надежным соратником в. кн. Олега Рязанского. В 1371 г. кн. Олег Иванович отдал Салахмиру во владение г. Венев и близ лежащие земли , богатые запасами известняка.7
Другой важный момент: специалисты по древнерусской архитектуре считают, что возведением белокаменных храмов на Руси могли заниматься только князья. Дело в том что строительство из белого камня- известняка очень трудоемкое и дорогостоящее дело. Такими людскими и денежными ресурсами обладали представители высшей власти.
Таким образом, хотя данные сведения являются косвенными доказательствами, вполне вероятно, что при вел. кн. Олеге Рязанском Пятникий храм перестраивался или поновлялся. А сам князь мог приезжать и следить за ходом стройки и за одно инспектировать состояние оборонительных сооружений.
До середины 17 века Толпино продолжало быть городом- крепостью. В кон. 16в. сюда приходили грабить даже крымские татары, о чем свидетельствуют летописи. « От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Тулу воеводе нашему князю Петру Ивановичу Буйносову Ростовскому с товарищи. Писал к нам воевода князь Олександр Жировой Засекин, что пришли татаровя на Рязанские места, к Пятнице, к Толпиной, и мы по тем вестям велели идти под люди боярину и воеводе князь Ондрею Ивановичу Шуйскому со мнгими людьми.(…) Писан на Москве лета 7094-го октября в 10 день .» (1586); « Тово же году октября приходили крымские татаровя на Резанские места к Пятнице в Толпино; и государь велел з берегу под тех людей итти воеводам своим на три полки по росписи». «Лета 7094 приходили, государь, крымские люди на государевы украйны к Пятнице к Толпино» (1592).8
Постоянные вражеские набеги потребовали строительств специальных оборонительных сооружений – засек. К 16-17 столетиям на Рязанской земле сформировалась целая система засечных черт. « Это Ряжская и Шацкая засеки , протянувшиеся от Скопина к Ряжску, Сапожку, устью реки Пара и далее к Шацку и прикрывающие густонаселенные районы Рязанщины».9
Засеки представляли собой комплекс естественных препятствий (реки, болота, овраги, лесные чащи) и инженерных сооружений ( завалы леса, валы и рвы, частоколы, скрытые ямы). Всё это затрудняло продвижение вражеской конницы и давало возможность собрать силы к обороне города. В системе Ряжской засечной черты административной единицей был Пехлецкий стан , а центр его находился на Толпино. 10
В 1618 г. на Рязанские земли напали запорожские казаки гетмана Сагайдачного. Захвачены и разорены были Скопин и Ряжск. Вероятно в этот период у Толпинской крепости так же шли кровопролитные сражения. Об этом могут рассказывать экспонаты Кораблинского краеведческого музея.
Гирька от кистеня (рис. 2.1) имеет следы- вмятины от ударов по вражеским доспехам. Вероятно в одном из сражений она и оторвалась. Кистень является грозным оружием именно ближнего боя, когда нет возможности размахнуться саблей , тем более выстрелить из лука. Удар наносился одним движением кисти руки, отсюда слово «кистень». Шаровидный корпус гирьки железный, наполненный свинцом. На гирьке имеется плоское ушко с отверстием, в которое вставлялось металлическое кольцо для крепления к кожаному ремню, соединенному с короткой рукояткой. Рязанские археологи находили подобные экземпляры гирек. В частности на поселении Баграмово 3 Рыбновского района Рязанской области.11
Другим экспонатом Кораблинского музея является обломок крестовины сабли –клыч (рис. 2.2). Данный тип сабли имеет изогнутый клинок. Происхождение — восточное ( возможно Венгрия ?)12. В любом случае, условно, мы можем считать это вражеским оружием, поврежденным в сражении. Широко использовались при обороне Толпинской крепости пушки. Пушки были и у нападающих. До нашего времени сохранилось ядро (рис. 2.3 ). Ядро чугунное, вес – 4 кг., диаметр -9,5 см. На круглом боку видна вмятина. Значит этим ядром из пушки стреляли и попали во что- то твердое (кованные ворота крепости, каменная стена храма и т.п.).
Толпино связано с другими выдающимися историческими личностями – с Ляпуновыми. Один из них Прокопий, в 1611 году повел первое ополчение освобождать Москву от засевших там польских захватчиков. В данном случае мы имеем прямые письменные доказательства , указывающие на связь этого рода с Толпино. По документам Рязанской Ученой Архивной Комиссии (РУАК) значится синодик 1754 г., переписанный возможно с более древнего документа, где указан род Ляпуновых как храмоустроителей Пятницкой церкви. « Родъ Ляпуновыхъ создателей храма: раба твоего Иоанна, Иоанна, Захария, Елены, Анны, Лаврентия, Георгия, схимницы игумении Прок(лы).»13 Вероятно храм в нач.17 в. подвергся каким то разрушительным силам, возможно в результата военных действий. Сохранилась прорисовка летописной доски с указанием даты «1626» (рис. 3 )14. Специалисты считают, что это дата поновления или восстановления Пятницкой церкви.
К концу 17 в. Толпино утрачивает свое военное назначение. Границы государства Российского отодвигаются южнее и уже в 18-19 вв. Толпино значится как село. Но память о городе-крепости и героическом прошлом сохранилась. И как бы не рушили (окончательно в 1935 г.) Пятницкую церковь она снова возродилась, пусть даже в несколько ином виде.
После разрушения храма, кирпичи пошли на строительство скотного двора в с. Семион. В 90-х годах прошлого столетия развалился сам колхоз, а в след за ним пришли в негодность все его строения. Кирпичи, пролежавшие более двух сот лет в стенах Толпинкой Пятницкой церкви и еще почти век в колхозных строениях, оказались достаточно прочны.
Стараниями о. Владимира Удовенко , в то время настоятеля Боголюбской церкви с.Семион, и помощью благотворителей, из этих кирпичей в селе была построена Пятницкая часовня. Внутри часовни на стене изображены иконы воинов-защитников Земли Русской :св. прп. Илии Муромца, свв.блг.кнн. Александра Невского и Андрея Боголюбского (рис. 4.)
3. (без масштаба)
Рис.1. Предметы вооружения с Толпинского городища, 13-14 вв.: 1 –по В.П.Челяпову, наконечники стрел и копий; 2 – наконечники стрел, бронебойный и срезень, находки краеведов; 3 – боевой топор, Кораблинский краеведческий музей.
Рис.2 Предметы вооружения с Толпинского городища 16-17 вв. : 1 – гирька от кистеня, железо ; 2 – перекрестие от сабли , цветной металл ; 3 – ядро от пушки, чугун ; 4 – прорисовка перекрестия.
Рис. 3 Прорисовка , летописной доски на стене Толпинской Пятницкой церкви выполненная Н. Н. Ворониным ,где читается дата «1626».
Рис. 4. Пятницкая часовня в с. Семион : 1 – внешний вид; 2.-внутри: св.прп. Илия Муромец, свв. блг. кнн. Александр Невский и Андрей Боголюбский.
……………………………………………………………………………………………………………………Литература и примечания.
1.Археологическая карта России. Рязанская область. Ч.1.М.1993.Стр.30; Серовский Н. Ф. Наше прошлое. Исторические материалы о городе Ряжске и его уезде. М.2002. Стр. 46-53.
2.Челяпов В.П. Толпинское городище и его округа // Рязанский богословский вестник. №1(9). 2014. Стр. 103-120.
3.Монахиня Мелетия Панкова, Пасынков С.В. Толпинский храм во имя великомученицы Параскевы Пятницы ( к вопросу о времени его построения)// Рязанский богословский вестник.№1 (7).2013.Стр.4-5.
4.Комаров К.Н. От битвы на р. Сити до битвы на р. Воже. // Битва на Воже и Куликовское сражение.Рязань.2006. Стр.22, рис.1.
5.Записи краеведческой работы того времени находились в библиотеке с. Семион Кораблинского района Рязанской области.
6.Исакова Т.Н., Алексеев А.С.. Пасынков С.В., Флоренский П.В. Каменноугольная фораминиферовая биота и её прикладное значение для реставрационных работ белокаменных построек. // Объекты палеонтологического и геологического наследия. Кунгур.2013. Стр. 28-29.
7.Клянин Р.В. Венев (историко–археологический очерк) // Археологические памятники Москвы и Подмосковья. Часть третья / Тр. Музея истории города Москвы.- Вып. 10.М.2002. Стр.117-120 ; Нагорнов В.П., Гераськин Ю.В. Салахмир или Хоросмир // Материалы и исследования по Рязанскому краеведению.Т.14.2007. Стр.55-64; Геологические памятники природы России.М.1998. Стр.47-51.
8.Юрин В.А. Первые письменные упоминания о Пятницкой церкви на Толпино // Материалы 8-х краеведческих чтений памяти протоиерея В.И. Гаретовского. Рязань.2013. Стр.202-203.
9.Археологическая карта России. Рязанская область. Ч.1.М.1993. Стр.36.
10.Гордова Ю.Ю. Топонимия Ряжской засечной черты. Рязанский этнографический вестник. №37. Рязань.2006. Стр.48-49.
11.Иванов Д.А., Буланкин В.М. Археологические исследования на реке Воже в 2003-2007 гг. // Битва на Воже и Средневековая Русь. Рязан.2009. Стр13; стр.38., рис.8.1.
12.Благодаря помощи М.Ф. Третьякова была проведена консультация у специалистов Государственного Исторического Музея г. Москвы.
13.Самарянов В. Медный крест складень , случайно найденный на берегу реки Прони близ церкви села Толпино Ряжского уезда. // Труды Рязанской Ученой Архивной Комиссии.1889.Т.IV.№3.Стр.60.
14.Прорисовка сделана Н.Н. Ворониным. Н.Н.Воронин (1904-1976) – выдающийся специалист в области древнерусской архитектуры. В 1928 г. он посещал Толпино и сделал обмеры и прорисовки Пятницкой церкви. Архив Н.Н. Воронина находится в Областном архиве г. Владимира. Материалы любезно предоставлены В.А. Юриным.
……………………………………………………………………………………………………………………(Материалы тринадцатых краеведческих чтений памяти протоиерея В.И.Гаретовского. Рязань. 2017 – в печати )
см.(677)